СТИХИ, В КОТОРЫХ МОЛОДОЙ ЕВТУШЕНКО НАПРОРОЧИЛ СВОЕ НЕЗАВИДНОЕ БУДУЩЕЕ
Евгений Евтушенко был одной из самых значимых общественных фигур на протяжении лет тридцати. И поэт он хороший, пускай неровный. Даже Бродский, отрицающий Евтушенко вплоть до личной ненависти, признавал, что десяток его стихов в истории литературы останется.
Первую славу Евтушенко стяжал, почувствовав какого лирического героя требует публика оттепельных надежд. Публика отождествила лирического героя с автором. Меж тем, как поэт не всегда есть зеркало лирического героя. Сплошь и рядом поэт надевает маску, желая показаться читателю с выгодных сторон.
Лирический герой Евтушенко был всяко разным, но неизменно правдорубом, а если и обманывающим, то только женщин.
Но поэт не может без проговорок. И даже такой прожженный, хитрый, видящий ходов на двадцать вперед Евтушенко их допускал.
С младых кудрей Евтушенко попал на эстрадную волну, что с одной стороны обеспечило стадионную известность, а с другой породило цикл стихотворений, где эстрада проклинается в пользу желанной, но недостижимой глубины. Думаю, Евгений Александрович кокетничал, поскольку без внимания не мог прожить и секунды.
Вот стихотворение «Слова на ветер», публикуемое им редко. Сделав личное открытие, я нашел его в сборнике «Присяга простору». Ключевые, на мой взгляд, строки выделены.
Бросаю слова на ветер.
Не жалко. Пускай пропадают.
А люди, как листья, их вертят,
по ним, как по картам, гадают.
И мне придавая значенье,
которого, может, не стою,
слова возвышают священно
великой своей добротою.
Но если б девчонка замерзла,
беззвучно шепча мои строки,
вошла бы в меня, как заноза,
не гордость, а боль по ceстренке.
И если бы кто-то печальный
в письме написал мне об этом,
письмо я не стал бы печатать
под собственным скорбным портретом.
Мне было бы важно дослезно
не то, что я понят был тонко,
а то, что замерзла, замерзла,
замерзла, замерзла девчонка.
И если бы пулями где-то
стихи мои были пробиты,
мне было бы важно не это,
а то, что ребята убиты.
Бросаю слова на ветер,
ревущий о стольких несчастьях.
Случайно — бросаю навеки.
С расчетом на вечность — на часик.
А ветер слова отнимает
и тащит на суд и расправу.
А ветер слова поднимает
и дарит им смерть или славу.
А ветер швыряет их слета
туда, где их ждут, где им верят,
и страшно за каждое слово,
которое бросил на ветер.
Так вот, выделенные строки представляют собой типичное мышление эстрадного поэта, ведь ни одному нормальному человеку подобное в голову не придет. Девочка замерзла со стихами на губах, — чем же тут гордиться, да еще заметьте, под своим, а не девочкиным портретом? Надо быть Евтушенко, чтобы кричать: «Я не буду!», поскольку именно в его случае наличествует подозрение.
И знаете, не убедил. Верится в обратное, — случись такое, и портрет бы нашелся и пронзительные слова в рифмованный столбик. Может, не сразу, но лет через десять в мемуарной книге, — к гадалке не ходи.
Одно из лучших стихотворений, где Евтушенко сам дал себе отчет, что именно с ним происходит, называется «Свадьбы» и посвящено Александру Межирову.
О, свадьбы в дни военные!
Обманчивый уют,
слова неоткровенные
о том, что не убьют…
Дорогой зимней, снежною,
сквозь ветер, бьющий зло,
лечу на свадьбу спешную
в соседнее село.
Походочкой расслабленной
и с челочкой на лбу,
вхожу, плясун прославленный,
в гудящую избу.
Наряженный, взволнованный,
среди друзей, родных,
сидит мобилизованный
растерянный жених.
Сидит с невестой — Верою.
А через пару дней
шинель наденет серую,
на фронт поедет в ней.
Землей чужой, не местною,
с винтовкою пойдет,
под пулею немецкою,
быть может, упадет.
В стакане брага пенная,
но пить ее невмочь.
Быть может, ночь их первая –
последняя их ночь.
Глядит он опечаленно и –
болью всей души
мне через стол отчаянно:
«А ну давай, пляши!»
Забыли все о выпитом,
все смотрят на меня,
и вот иду я с вывертом,
подковками звеня.
То выдам дробь,
то по полу носки проволоку.
Свищу, в ладоши хлопаю,
взлетаю к потолку.
Летят по стенкам лозунги,
что Гитлеру капут,
а у невесты слезыньки
горючие текут.
Уже я измочаленный,
уже едва дышу…
«Пляши!..» — кричат отчаянно,
и я опять пляшу…
Ступни как деревянные,
когда вернусь домой,
но с новой свадьбы пьяные
являются за мной.
Едва отпущен матерью,
на свадьбы вновь гляжу
и вновь у самой скатерти
вприсядочку хожу.
Невесте горько плачется,
стоят в слезах друзья.
Мне страшно. Мне не пляшется,
но не плясать — нельзя.
Это одно из знаковых стихотворений Евгения Александровича, он совал его почти в каждый сборник, включал в эстрадные программы и чувствуется, воспринимал, как исповедь. В «Свадьбах» есть упоение собственной неотразимостью, но нет ни грамма кокетства участью плясуна, а знаете, — почему?
Посмотрим на дату стихотворения – 1955. Ба! Только вышел первый полноценный сборник «Третий снег». Еще нет славы, до Лужников и Политехнического далеко.
Да-да, у Евтушенко вырвалось предвидение собственной участи, но сам он в ту пору, полагаю даже не понял, что сказалось им, воспринимая написанное как удачную зарисовку военного детства.
Ну и еще дальше пойдем, совсем уж в начало.
1952 год. Стихотворение «Вагон», не так часто публикуемое как «Свадьбы», а уж на телевизионных выступлениях не звучавшее отроду.
Стоял вагон, видавший виды,
где шлаком выложен откос.
До буферов травой обвитый,
он до колена в насыпь врос.
Он домом стал. В нем люди жили.
Он долго был для них чужим.
Потом привыкли. Печь сложили,
чтоб в нем теплее было им.
Потом — обойные разводы.
Потом — герани на окне.
Потом расставили комоды.
Потом прикнопили к стене
открытки с видами прибоев.
Хотели сделать все, чтоб он
в геранях их и в их обоях
не вспоминал, что он — вагон.
Но память к нам неумолима,
и он не мог заснуть, когда
в огнях, свистках и клочьях дыма
летели мимо поезда.
Дыханье их его касалось.
Совсем был рядом их маршрут.
Они гудели, и казалось –
они с собой его берут.
Но сколько он не тратил силы –
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.
А были дни, когда сквозь чащи,
сквозь ветер, песни и огни
и он летел навстречу счастью,
шатая голосом плетни.
Теперь не ринуться куда-то.
Теперь он с места не сойдет.
И неподвижность — как расплата
за молодой его полет.
Это также предсказание, ведь вряд ли понимал девятнадцатилетний парень, что в старости (ой, как далеко была она и как скоро приблизилась!) он сохранит желание полета, а вокруг будет другая, чуждая реальность. Евтушенко не забыли (так бы и он и дал себя забыть, как же!), но воспринимали как осколок прошлой эпохи. Километры стихов, которые поэт продолжал гнать, мало интересовали даже его почитателей. Неподвижность постигла не только в фигуральном, но и физическом смысле, поэту ампутировали правую ногу.
И все равно, до самого конца Евтушенко остался верен себе, — то бишь ярким рубашкам, попугайским галстукам, эстраде. Утеряв бешеную популярность, он сохранил самое важное качество — жажду жизни, которое так отличало его смолоду и помогло выдержать весь тот сюр, который поэт вокруг себя устроил.
Но об этом мы еще поговорим.