ТОП-10 САМЫХ ЗАМЕТНЫХ СОВЕТСКИХ ПРОЕКТОВ «БЕЛАРУСЬФИЛЬМА»
Некогда у нас была общая территория и общий кинематограф.
Вспомним же самые заметные фильмы Белоруссии, знакомые большинству жителей СССР. Причем, не только полные метры, но и телевизионные многосерийки, снятые на «Беларусьфильме».
Возьмем за правило: один режиссер представлен одним фильмом.
Список составлен по принципу хронологии. Какой фильм раньше вышел, тот и первый.
1. «МЕДВЕДЬ» (1938; РЕЖИССЕР: ИСИДОР АННЕНСКИЙ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ : МИХАИЛ ЖАРОВ; ОЛЬГА АНДРОВСКАЯ)
Записной экранизатор Чехова — в его фильмографии также «Человек в футляре», «Свадьба», «Анна на шее» — Исидор Анненский дебютировал «шуткой» «Медведь», которой устроили аплодисмант знавшие Антона Павловича актеры и основатели МХАТа. Эта комедия ценна, прежде всего, виртуозной работой Михаила Жарова и Ольги Андровской.
«Медведь» снимался на базе студии «Советская Беларусь», когда та еще работала в Ленинграде. Переезд в Минск состоялся только в 1939 году.
2. «ГОРОД МАСТЕРОВ» (1965; РЕЖИССЕР: ВЛАДИМИР БЫЧКОВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ГЕОРГИЙ ЛАПЕТО; МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ; САВЕЛИЙ КРАМАРОВ)
Любимейшая сказка детства. Пьеса Тамары Габбе оперировала средневековым колоритом, напоминая, исторические боевики типа «Стрелы Робин Гуда» и «Слуги дьявола на Чертовой мельнице». Такие сказки, а к ним можно прибавить наши «Три толстяка» и «Королевство кривых зеркал», зарубежные «Три орешка для Золушки» и «Карлик Нос», я смотрел с особым удовольствием.
Вообще, именно детское кино стало одним из достижений «Беларусьфильма». Создатель «Города мастеров» попытался выскочить из «детской» ниши поставив притчу «Житие и вознесение Юрася Братчика», но его вернули обратно. И Владимир Бычков порадовал зрителей такими сказками как «Русалочка» (1976), «Осенний подарок фей» (1984), «Полет в страну чудовищ» (1986).
3. «Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА» (1966; РЕЖИССЕР: ВИКТОР ТУРОВ; В РОЛЯХ: НИНА УРГАНТ; ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ)
По результатам опроса, который провели белорусские критики, «Я родом из детства» Виктора Турова признан лучшим фильмом за всю историю белорусского кино. Здесь я спорить не буду, благо претендент достойный.
Картина по сценарию Геннадия Шпаликова воссоздает прощание с детством на фоне конца военных лишений. Очень поэтичное кино, сочетающее нежность и жесткую драматургическую конструкцию. Лучший фильм, на мой взгляд, Виктора Турова.
4. «КОРТИК» (1973; РЕЖИССЕР: НИКОЛАЙ КАЛИНИН; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: СЕРГЕЙ ШЕВКУНЕНКО; ВЛАДИМИР ДИЧКОВСКИЙ; ИГОРЬ ШУЛЬЖЕНКО) — Загадочная смерть режиссера «Кортика» и «Бронзовой птицы»
Все мы родом из детства, потому телевизионная трехсерийка «Кортик» и продолжение «Бронзовая птица» (1974) по произведениям Анатолия Рыбакова попали в мой список, хотя зритель молодого поколения, может этого не поймет. В 1980-ые годы летние каникулы не проходили без показа детективных приключений стародавних пионеров. Акцент, конечно, делался на «приключения», ради них и смотрели по пять раз.
Большинство зрителей, кстати, из троицы героев отдавали предпочтение шебутному Генке, а не правильному Мише. Однако, исполнитель роли пионера Миши вырос и стал криминальным авторитетом, чуть было не подчинившим себе «Мосфильм» (АКТЕР, ИЗБРАВШИЙ ПУТЬ БАНДИТА).
5. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» (1975; РЕЖИССЕР: ЛЕОНИД НЕЧАЕВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ДИМА ИОСИФОВ; НИКОЛАЙ ГРИНЬКО; ВЛАДИМИР ЭТУШ; ВЛАДИМИР БАСОВ; РИНА ЗЕЛЕНАЯ; РОЛАН БЫКОВ; ЕЛЕНА САНАЕВА)
Наверное, самый известный проект «Беларусьфильма», — залихватский мюзикл на музыку Алексея Рыбникова. Это был первый фильм, который я вообще запомнил, ведь Буратино мне прочитали прежде, чем его показать и метод узнавания сработал.
У Леонида Нечаева вообще масса хороших работ сделанных на «Беларусьфильме». Чего стоит «Про Красную Шапочку» или «Не покидай!»… Придерживаясь правила — режиссер может быть представлен в этом списке одним фильмом — выношу другие сказки Нечаева за скобки, отчего хуже они, понятное дело, не становятся.
6. «ДИКАЯ ОХОТА КОРОЛЯ СТАХА» (1979; РЕЖИССЕР: ВАЛЕРИЙ РУБИНЧИК; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: БОРИС ПЛОТНИКОВ; АЛЬБЕРТ ФИЛОЗОВ; БОРИС ХМЕЛЬНИЦКИЙ)
«Дикую охоту короля Стаха» зачисляют в первые советские мистические триллеры и это действительно мрачное произведение. Еще один мастер «Беларусьфильма» Валерий Рубинчик мастерски играет с «готической» атмосферкой.
В основе «Дикой охоты короля Стаха» лежит одноименная повесть Владимира Короткевича. Сперва к его творчеству обратился Владимир Бычков, обломав о зубья цензуры фильм «Житие и вознесение Юрася Братчика». У Рубинчика получилось кино, прокатившееся по всему миру и взявшее кучу фестивальных наград.
7. «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА» (1980 – 1988; РЕЖИССЕРЫ: БОРИС СТЕПАНОВ; ВЯЧЕСЛАВ НИКИФОРОВ; ОЛЕГ СМИРНОВ)
Может быть, и стоило вместо этого телесериала, состоящего из восьми фильмов, добавить какую-нибудь сказку Нечаева, но мешают воспоминания, с каким интересом смотрелись первые серии «Государственной границы». Последние же, появившиеся в разгар перестройки, прошли незамеченными. Сейчас на патриотической волне «Государственную границу» гоняют по разным телеканалам и зрителя своего она находит. Может, это и не шедевр, но проект заметный.
8. «БЕЛЫЕ РОСЫ» (1983; РЕЖИССЕР: ИГОРЬ ДОБРОЛЮБОВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ВСЕВОЛОД САНАЕВ; НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦЕВ; МИХАИЛ КОКШЕНОВ; СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ)
Каюсь, комедии Игоря Добролюбова «Белые росы» я не видел, но у нее столько поклонников, что составляя список значимых проектов «Беларусьфильма» мимо не пройдешь.
9. «ИДИ И СМОТРИ» (1985; РЕЖИССЕР: ЭЛЕМ КЛИМОВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: АЛЕКСЕЙ КРАВЧЕНКО)
Может быть, самая жесткая картина о войне, снята на «Беларусьфильме» Элемом Климовым. Запуститься Климову удалось после почти десятилетия обивания чиновничьих порогов.
«Иваново детство», — тоже далеко не самый благостный фильм, — лирическая поэзия по сравнению с ужасами войны увиденными глазами подростка в «Иди и смотри». Главную роль исполнил Алексей Кравченко. Это лучшее, на мой взгляд, что сделал он на киноэкране.
Парадокс, я не могу посоветовать смотреть фильм Климова, хотя смотреть его надо. Просто предупреждаю, — зрелище не для слабонервных и не для успокоенных.
10. «МЕНЯ ЗОВУТ АРЛЕКИНО» (1988; РЕЖИССЕР: ВАЛЕРИЙ РЫБАРЕВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ОЛЕГ ФОМИН)
Самая кассовая лента «Беларусьфильма» (почти 42 000 000 зрителей), — перестроечная драма, рассказывающая о столкновении неформальных группировок и мажорчиков.
Сейчас «Меня зовут Арлекино» не гремит, но в свое время залы ломились и картина, отнюдь не плоха. Время там выражено точно, как и в «Маленькой Вере», и в «Ассе», и в других хитах перестроечного кино.
Такова десятка самых заметных созданий «Беларусьфильма». Пишите свои варианты картин, я вполне мог чего-то не видеть или запамятовать.
На меня большое впечатление произвёл фильм Мировой парень.
Тоже дельное кино.