КУДА ПРОПАЛА С ЭКРАНА ТАТЬЯНА БОЖОК?
21 января справляет день рождения Татьяна Божок, еще одно лицо кинематографа 1980-ых.
Божок принадлежит совершенно нехарактерное для блескучих представительниц ее профессии признание: «Мне нравится, что я незаметная. Как актриса не получала подарков от поклонников».
В широком смысле слова «звездой» Божок никогда не была, но заметным явлением, да, наверное. Более того, ей удалось в рамках недолгой карьеры сменить амплуа, проделав на экране путь от наивной девушки к матери семейства, а это было ой как нелегко.
Почему нелегко?
И почему, выйдя на новый стартовый уровень, Божок в одночасье с экрана пропала?
Путь Божок в кинематограф начался с той обманчивой легкостью, за которой часто следует быстро гаснущая карьера.
Сразу после школьного выпускного Татьяна попала в фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Из-за съемок пропустила все мыслимые и немыслимые вступительные экзамены. Бондарчук взял девушку во ВГИК, где вел актерский курс. Так Божок очутилась сразу на втором курсе престижного института.
Одно из самых сильных моих впечатлений книга Вячеслава Подвига и Валентина Черненко «Мастерская Сергея Бондарчука», где застенографированы занятия Бондарчука со студентами, с тем самым курсом Татьяны Божок, Натальи Андрейченко, Ии Нинидзе. Хотел бы перечитать, ощутить, как работала Божок на студенческих площадках, но, увы, книжки в сети нет.
На мой взгляд, актриса Татьяна Божок была девичьим аналогом Виктора Перевалова (Трагедия Иванушки из сказки Роу «Марья-искусница»), — нелепого, чистого подростка, который не хватает звезд с неба, но за доброту его воздастся ему. Правда, под Перевалова ставили фильмы специально («Я вас любил»), а в фильмографии Татьяны всего одна главная роль, но типаж тот же. Малорослая, не сшибающая с ног красотой. Девушка, подпадающая под характеристику «Мы с вами где-то встречались». В этом причина успеха Божок у режиссеров: она выглядела как соседка по лестничной клетке, за которой ухаживать, может, и не будешь, но при встрече улыбка без сомнения вдруг коснется ваших глаз.
И Перевалов, и Божок долго, чуть ли не до двадцати пяти лет, сохраняли вид абитуриентов. Перевалов на возрастные роли перепрыгнуть не смог. У Божок получилось.
После фильма Бондарчука Божок запомнилась в экранизации «12 стульев» Марка Захарова. Потом были «Дамы приглашают кавалеров», где Божок сыграла телефонистку, незамысловато пригласившую к себе пожить приезжую курортницу (Марина Неелова). Один из хитов Божок — «Одиноким предоставляется общежитие», выбился в лидеры проката.
После «Общежития…» Татьяна с легкостью перешла с девичьих на возрастные роли. Многие помнят ее учительницу географии «Приключениях Петрова и Васечкина», и, конечно, маму путешественника во времени Коли в «Гостье из будущего».
Как большинство советских людей перепахали Божок лихие девяностые.
Ага, опять театр Киноактера. Татьяна работала там десять лет, а на улице оказалась в одночасье. В это же время и кинематограф накрылся.
Божок говорила:
«В молодые годы у меня сильно болели родители, надо было за ними ухаживать. Некогда было ходить на пробы, показывать свои способности в столичных театрах. Вот сейчас понимаю, может, надо было. Но я все равно не жалею, что сделала такой выбор»
Чего жалеть, когда с семьей повезло? С мужем Татьяна познакомилась еще в первом классе, вместе закончили школу, родили детей, дождались внуков.
А касаемо актерской работы, Татьяна нашла себя в дубляже. Озвучила массу зарубежных мультов, сериалов, четко понимая, что сейчас в кино не ее время.
Не забывая, что ее время в кино таки было.
Не вычеркнешь.