«ДЕТИ ДО 16 ЛЕТ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!»
Затеял пост о фильмах советского кинопроката с грифом: «Дети до 16-ти лет не допускаются!» и столкнулся с трудностями, — мама не горюй!
Трудность в том, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Часты случаи, когда сердобольные билетерши пропускали маму с дитём на запрещенный фильм и теперь подросшее дитё заводит пластинку: «Какое «детям до 16-ти»! Я «В джазе только девушки» смотрел, когда еще в школу не ходил!».
Потом создается впечатление, что использовать гриф «детям до 16-ти» или нет, часто решал местный кинопрокат или даже дирекция кинотеатра. Естественно, не афишируя, нарушая закон, но зал же надо заполнять, правильно. Отсюда опять путаница: в некоторых местах лента шла с грифом, а в других пол-зала щеголяло в школьниках.
В общем, я решил составить список, ориентируясь только на свою память и личные случаи столкновения с «грифом». Уточню — это 1980-ые годы. Место действия — Москва.
В списке нет таких картин как «Великолепная семерка», «Анжелика – маркиза ангелов», «Фантомас против Скотленд-Ярда». В силу возраста они прошли мимо меня.
Но вот фильмы, на которые лично меня, оберегая детскую психику, не пустили, или на которые я прорвался.
Список строится по хронологическому принципу: с каким запретом раньше столкнулся, тот и первый.
1. «ДОБРЯКИ» (1979; РЕЖИССЕР: КАРЕН ШАХНАЗАРОВ)
Лето 1980-го. Я еще только собираюсь в первый класс. Именно этим летом в жизнь прочно вошло понятие «Кинотеатр». Мы переехали из Чертаново в Дегунино, где рядом оказался шикарный кинотеатр «Ереван».
Всюду по Москве висели афиши фильма «Пираты ХХ века», которые я, не имея понятия о римской нумерологии, прочитывал как «Пираты ххвека». «Пиратов» смотрел не менее пяти раз, — когда бы не пришел со взрослыми в кино, попадал на них.
Другие фильмы увиденные летом 1980-го: индийский «Месть и закон»; «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников»; «С любимыми не расставайтесь»; «Тайны Бургундского двора».
Часто в кино ходили не на конкретный фильм, а наобум. Так мы с папой наткнулись на первое в моей жизни «Дети до 16-ти…». В «Ереване» было два зала: большой и малый. На сеанс в большом мы опоздали, а в малом могли бы успеть на «Добряков», но кассирша сказала, что билеты не продаст, ибо не фиг. Папа не стал спорить, видимо уяснив, что и я психологическую картину без драк и погонь до конца не высижу.
2. «ИЗБРАННЫЕ» (1982; РЕЖИССЕР: СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ)
В 1983 году «Избранных» гоняли в малом зале «Еревана». Отец не хотел меня брать на «взрослый» фильм, я канючил. В итоге папа сказал: «Идем! Но если не пустят, без слез и соплей возвращаешься домой, а я иду в зал. Не собираюсь из-за твоих капризов пропустить такое кино».
Не пустили. Без слез и соплей вернулся домой.
3. «ГРАЧИ» (1982; РЕЖИССЕР: КОНСТАНТИН ЕРШОВ; ТРИ БЕССМЫСЛЕННЫХ УБИЙСТВА. ИСТИННАЯ ИСТОРИЯ «ГРАЧЕЙ»)
Вот на эту картину об убийстве бандитами милиционеров мне помнится строгий ценз. Время от времени среди пацанов мелькали рассказы, как удалось протыриться на тот или иной фильм сквозь билетерш. «Грачей» среди моих знакомых ребят не видел никто.
4. «НЕВЕЗУЧИЕ» (1981; РЕЖИССЕР: ФРАНСИС ВЕБЕР)
Году в 1984-1985 пытался прорваться на эту комедию с участием Жерара Депардье (Жерар Депардье в СССР) и Пьера Ришара (ПЬЕР РИШАР В СССР). Глухо. Почему-то ее пустили не в большом, а в малом зале «Еревана». И гриф стоял, и наличествовала очередь, и билеты были проданы на два сеанса вперед. Посмотрел я «Невезучих» только будучи взрослым.
5. «ВИЙ» (1967; РЕЖИССЕРЫ: КОНСТАНТИН ЕРШОВ И ГЕННАДИЙ КРОПАЧЕВ)
Иногда прокат выкалывал такие вот штуки: показ старого хита, давно не шедшего по телевизору. И опять в малом зале «Еревана». На «Вий» субботним вечером реально был биток. У двери кроме билетерши стоял дружинник с красной повязкой на рукаве, давая понять детям на сеансе «Дети до 16-ти…» ловить нечего. Наша компания ушла несолоно хлебавши.
6. «СЕНЬОР РОБИНЗОН» (1976; РЕЖИССЕР: СЕРДЖИО КОРБУЧЧИ)
Году в 1985 на эту комедию с Паоло Вилладжо удалось протыриться, несмотря на «гриф». Уже в кассе, продавая билет, женщина меня предупредила: «Назад без очереди приму», намекая, что билет, возможно, придется сдавать.
Бабка на входе быстро надорвала корешок, шепнув: «По фойе не бегай! Иди сразу в зал, уже второй звонок дали».
От волнения я не запомнил ни комедийных наворотов, ни «голой» островитянки, вообще ничего. Сама мысль, что я сижу на «взрослом» фильме наполняла гордостью. Теперь я был посвящен.
7. «МЕНЯ ЗОВУТ АРЛЕКИНО» (1988; РЕЖИССЕР: ВАЛЕРИЙ РЫБАРЕВ)
В 1989 мне исполнилось шестнадцать и казалось, что сие у меня на лбу написано. И тут билетерша тормознула, когда я гордо предъявил билет. Все мои уверения о взрослости разбивались об «Не верю!». Пришлось мчаться домой за паспортом. Существенно к началу опоздал.
А фильм тогда просто потряс.
8. «ЛЕГЕНДА О НАРАЯМЕ» (1983; РЕЖИССЕР: СЁХЭЙ ИМАМУРА)
Об этом фильме я знал только, что там показывают чувака, вступившего в интим с собакой и уже потому его надо посмотреть. Наученный предыдущим опытом, взял с собой паспорт. Представлял, как гордо его покажу. Но билетерша на меня даже не взглянула.
Гриф «Дети до 16-ти лет не допускаются» потерял для меня актуальность.
Существует также ряд фильмов, про которые мелькает информация, что на них детей не пускали, но я проходил свободно. Это «Тутси», «Новые амазонки», «Маленькая Вера» — то есть даже мандража не помню: «Пустят – не пустят». Брал билет да смотрел.
Делитесь своими воспоминаниями о фильмах а-ля «Дети до 16-ти лет не допускаются», уточняя по возможности время и место действия.
Меня лично это ограничение мало затронуло, точнее совсем не затронуло, был высоким. Дополню список фильмом Народный роман, итальянский. В Самаре, тогда Куйбышеве, как то он быстро проскочил и посмотрел его лет пять назад, — ничего не потерял, но сколько о нём говорили во дворах!
«Народный роман» вышел когда я еще под стол пешком ходил, не помню его совсем.