КиноСоветское кино

Александра Завьялова. Актриса, убитая сыном

4 февраля родилась Александра Завьялова (1936-2016), актриса знакомая советскому зрителю по роли Пистимеи Морозовой в сериале «Тени исчезают в полдень». 

Всего день не дожила Завьялова до своего восьмидесятилетия.

Убил ее сын Петр.

Писать о Завьяловой сложно, поскольку Александра часто в интервью реконструировала свою жизнь, как сама хотела, с фактами не считаясь.

Ей ведь многое пришлось объяснять и запрет сниматься, и пребывание в психиатрической клинике. Почему хотела объяснить она это граду и миру, не довольствуясь что правду знают близкие, мне не совсем понятно.

Как Завьялова накидывала на роток платок, утаивая невыгодные для ее имиджа вещи, видно по следующей истории. Неоднократно распространяясь, как за ней следило репрессивное государство, Завьялова утаивала, что столкновения ее с аппаратом начались едва она закончила театральный. И в истории той Александра повела себя не ахти.

Выпускницу распределили в Барнаул. Понятное дело, что ехать к черту на кулички ей не хотелось. В результате Завьялова написала отчаянное письмо в Алтайский краевой драматический театр. 

«Пишет вам выпускница Ленинградского театрального института Завьялова А., которая назначена в ваш театр. Я обращаюсь к вашей помощи. Помогите мне строить мою судьбу. Ваша помощь будет в том, что вы откажетесь от меня. Мне будет тяжело у вас, неужели вам будет приятно от этого? Меня берут два ленинградских театра и Московская студия киноактера, и только из-за моей подписи при распределении ни один директор не берет на себя обязанности оформления. Мне не страшна периферия, т. к. я сама приехала из Тамбова. Но судьба мне диктует другое. Здесь, в старинном Петербурге, где еще в маленьких дольках оставлены традиции Савиной, Федотовой и др., только здесь я смогу найти свое призвание и иметь творческие возможности в достойной степени как для молодой, начинающей актрисы.

Если есть у вас душа, поймите меня и будьте милосердны. Отпустите меня. Напишите мне, чтобы я могла осуществить свою мечту. Прошу вас. Очень. Я буду ждать вашего ответа.

Искренне с уважением, А. Завьялова».

Начальник Алтайского краевого управления культуры Владимирский церемонится не стал, обратившись с письмом Завьяловой в редакцию «Комсомольской правды». 2 августа 1958 года увидела свет статья «О милосердии, старинном Петербурге и актерской судьбе», где Завьялову просто растерли. 

Упрямая Завьялова, однако, стояла на своем. Она нарочно прибыла в Барнаул с опозданием, в разгар сезона, когда штат театра был укомплектован, в расчете получить справку об отсутствии места. Справку ей дали.

27 сентября «Комсомольская правда» снова обратилась к фигуре молодой актрисы, рассказав, как та не хочет работать на периферии. И Завьяловой пришлось на периферию ехать. В сложившихся обстоятельствах от нее отказались все столичные театры. Новое распределение Александра получила в Брест. 

В Бресте Завьялова отработала всего один сезон. 

С Леонидом Быковым в фильме «Алешкина любовь»

Из провинциальной пучины ее вытащил кинематограф. В 1959 году Завьялова дебютирует в фильме Леонида Зархи «Люди на мосту». Фильмом же, после которого об актрисе заговорили, стала мелодрама «Алешкина любовь» (1960). Она там замечательно сыграла в паре с Леонидом Быковым.

По словам Завьяловой:

«Но наше «триумфальное шествие» закончилось тем, что мы оба остались практически без работы. Не знаю, чем это было вызвано в отношении Быкова, но в последнюю минуту обязательно раздавался телефонный звонок и Леше сообщали, что на роль утвержден кто-то другой. Леша жаловался мне: семью кормить нечем. И он переехал в Киев. …А мне, я думаю, не давали сниматься из-за американского миллионера».

Здесь кое-что не складывается. С Быковым ситуация понятней некуда: будучи родом с Украины он пытался сделать карьеру на «Ленфильме», да не актерскую, а режиссерскую. Быкова настойчиво ждали и дождались по месту «распределения» на студии Довженко, где он и снял легендарных «В бой идут одни «старики».

Что касаемо Завьяловой, то вот другие ее слова:

«После фильма «Алешкина любовь» меня пригласил в Малый театр сам главный режиссер Михаил Царев. Я уже сдала документы в отдел кадров и об этом даже рассказала в прессе. Но вскоре поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссера Владимира Шределя — сняться в фильме «Будни и праздники». Это первая картина, сделанная по сценарию писателя Юлиана Семенова. …Я осталась в этом городе и была принята в штат киностудии «Ленфильм». 

Добавим, что именно под Завьялову в роли Панночки делали «Вий» и нет сомнения, она бы  инфернально блеснула, но роль перешла к Варлей. А вообще, если встречаются на протяжении 1960-ых в фильмографии ее перерывы, то не критические. 

"БУДНИ И ПРАЗДНИКИ"
«БУДНИ И ПРАЗДНИКИ»

Теперь подробнее про «…А мне, я думаю, не давали сниматься из-за американского миллионера». Да, звезда контактировала с иностранцами. В 1961 Филипп Халсман снимал Завьялову для обложки «Лайфа». Дом Завьяловой был выбран для приема итальянской делегации кинематографистов, куда входила среди прочих Джульетта Мазина. Совершенно понятно, что актриса имела на общение с заграничными гостями карт-бланш, предоставляемый в самых высоких сферах. И то как она дала волю чувствам было непростительной ошибкой.

В 1963 Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. У нее родилась дочь.

А в 1964 Завьялова упала в роман с миллионером Отелло Черезолли. Длившееся две недели половодье чувств закончилось для актрисы разводом. Черезолли же органы заподозрили в шпионаже, выслав из страны. 

По словам Завьяловой:

«Почему-то аж три полковника КГБ явились к директору киностудии «Ленфильм» Киселеву и предъявили компромат на меня — пачку фотокарточек. На одних мы с американцем гуляли по Одессе, на других ужинали в ресторане. Киселев вызвал меня и сказал, что мой американец — шпион, за ним давно следили и я попала в поле зрения чекистов»

Лукавство заключается в том, что в поле зрения чекистов Завьялова находилась давно и плотно, — кто бы иначе допустил ее съемки для «Лайфа» и поход во время Московского кинофестиваля на званый ужин в американское посольство? 

И как бы не связывала Завьялова запрет на съемки с американским мачо, факты опять же об обратном говорят.

В 1964 Резо Эсадзе снимает Завьялову в экранизации платоновской «Фро» (1964). Да и потом Завьялова играет в таких правоверных картинах как «Сергей Лазо» и «Встреча у старой мечети». 

Последним перед долгим перерывом фильмом с участием Завьяловой стали «Тени исчезают в полдень» (1971). Пистимею она сыграла классно! Однако, именно после успеха картины актрису «положили на полку». 

«…на родном «Ленфильме» мне сказали: «Учитывая ваши заслуги перед отечественным кинематографом, дадим приличную простойную ставку — 150 рублей (тогда средняя зарплата составляла 120 рублей). Но в течение 10 лет сниматься вы не будете!»

"ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ"
«ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ»

Отлучение от работы спровоцировало у Завьяловой приступ депрессии. Пытаясь обрести в жизни хоть какой-то смысл, она решилась в сорок лет родить второго ребенка. 

Мальчика назвали Петром. Отца он никогда не знал, а мать посадили в психушку, когда малышу едва исполнилось два года. Ребенка отправили в дом малютки. 

Окончательный приговор Завьялова подписала себе, стремясь скорее выйти из клиники, куда, как она считала, ее поместили несправедливо.

Вот что говорила дочь Завьяловой в интервью «Каравану историй»:

«Карьера мамы была закончена, когда врачи уговорили ее написать заявление о выходе на инвалидность в связи с психическим заболеванием. Они говорили: «Это временная справка, ничего страшного, никак вашей работы не коснется». Обещали тут же выпустить из больницы. Маму успокаивало слово «временная», она мечтала избавиться от этой справки, жила в надежде, что инвалидность вот-вот снимут. Но ее не сняли, мало того — на основании этой справки через год маму уволили из Студии киноактера».

Последние годы Завьялова жила затворницей, сторонясь людей, не доверяя миру.

За ее убийство осудили сына. Говорят, будто Петр сильно пил и все страшное содеял в порыве белой горячки.

Вечная память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»