ПОЧЕМУ НАВСЕГДА РАССОРИЛИСЬ СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ»
Фильм «Семнадцать мгновений весны» известен в этой стране подавляющему большинству, тогда как одного из ярких его создателей Юлиана Семенова, — человека бывшего знамением брежневского времени и сорвавшимся на переходе к призываемым им же демократическим свободам, начинают забывать.
А жаль, он достоин разговора и мы будем возвращаться к Семенову не раз, но сегодня сосредоточимся на ссоре, что разразилась во время съемок между автором романа и режиссером Татьяной Лиозновой.
Чего же не поделили они?
После триумфа фильма «Три тополя на Плющихе» Татьяна Лиознова в поисках материала для следующей картины прочла повесть Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Бог складывал обстоятельства и, буквально на следующий день, режиссер встретила в коридоре студии имени Горького самого Юлиана. На вопрос: нет ли у него сценария, Юлиан ответил: «Есть!» и тут же достал из портфеля пачку бумаги. То был сценарий «Бриллианты для диктатуры пролетариата» о приключениях молодого Исаева, еще не ставшего Штирлицем.
Лиозновой сценарий не глянулся. Позже «Бриллианты для диктатуры пролетариата» поставил Григорий Кроманов, и эта картина не стала триумфом для сыгравшего будущего Штирлица Владимира Ивашова.
Лиознову же не отпускало другое творение Юлиана — «Семнадцать мгновений весны». Выяснилось, что автор уже и этот шедевр перекроил в сценарий и даже успел запродать киностудии «Ленфильм».
По воспоминаниям Лиозновой:
«Я не растерялась и в запальчивости ему говорю, что мне наплевать, продан сценарий или нет, но этот фильм буду снимать я! И точка. И тогда Юлиан совершил настоящий Поступок, не часто он такое делал, — послал телеграмму Лапину, председателю Комитета по телевидению, в которой сообщил, что отзывает сценарий с Ленфильма и передает его мне. Причем деньги, полученные за сценарий, он уже выслал в Ленинград переводом».
Возможно, где-то в архивах студии Горького пылится первый вариант сценария, полученный от Юлиана Лиозновой. Сама Лиознова утверждает, что тот сценарий писался в расчете на две серии, причем, в нем было мало психологии, которой буквально сочился роман, зато много трупов. Такую картину Татьяна делать не хотела и села за переделку сценария, работая по 12 часов в сутки.
Не понятно, принимал ли Юлиан участие в процессе становления двухсерийного кина в двенадцатисерийную эпопею. По идее, не мог не принимать. Иначе как хватило наглости не включить Лиознову в соавторы? Насколько весом вклад Лиозновой тоже надо восстанавливать по архивам. По утверждению дочери Юлиана, Татьяна лишь придумала эпизод встречи Штирлица с женой, а вообще постоянно слышала от автора: «Танечка, не придумывай ничего, у меня тщательно выписан текст, внимательно читай и снимай по нему…»
Также дочь говорит, что недопонимание возникло не только на фоне сценарных терок. Юлиан выступил против кандидатуры Арчила Гомиашвили на роль Штирлица, и настоял на Тихонове. Целый ряд источников говорит обратное: Семенов, наряду с Лиозновой, Гомиашвили поддерживал, тот просто не прошел цензуру. Грузин в роли советского разведчика, маскирующегося под арийца? Ну-ну… — ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛАСЬ АКТЕРСКАЯ КАРЬЕРА АРЧИЛА ГОМИАШВИЛИ В МОСКВЕ
Конфликт вступил в острую фазу, когда Лиознова потребовала включить себя в соавторы сценария. Это была обычная практика советского киноискусства, — режиссеры выдвигали к сценаристам условие гонорарной дележки пополам, иногда справедливо, иногда нет. Только опытные, сделавшие себе имя зубры, могли против этой системы восставать. Юлиан Семенов таким зубром, безусловно, был.
Он воспротивился желанию Лиозновой. Та привлекла в качестве третейского судьи композитора фильма Таривердиева, который взял сторону Юлиана.
А дальше начинается точно уж легенда… Якобы Лиознова зашла в мести так далеко, что лишила Семенова и Таривердиева Госпремии за фильм. Смачно преподносится, как горевал впавший в депрессию Юлиан, ведь это именно он, он и никто другой всех придумал, завинтил маховик истории, а его взяли и обошли, — как так можно, как так можно. Всем Госпремию, а автору — фотоаппарат.
Вот что говорил Лев Дуров:
«Когда наверху было решено наградить создателей картины «Семнадцать мгновений весны», то в наградном списке не оказалось только одного человека — автора, писателя Юлиана Семенова. Он был безутешен. «Бог с ними, — говорил я ему, — ну нет и нет. Вот и меня вычеркнули из списков, потому что негодяи перевесили по спискам положительных». — «Лева, это я их родил… Я родил Штирлица, всех… всех, ну как же так…» Это была скорбь создателя, которого отрывали от детей».
Ему вторит дочь, мол, наградили всех, кроме автора. Прокатив с Госпремией сунули, чтоб не скучал, залежалый пряник в виде премии имени братьев Васильевых.
Теперь по порядку: список претендентов участников создания фильма «Семнадцать мгновений весны» на Госпремию, скорее всего, существовал. Об этом свидетельствует, в частности, также не попавший в список Таривердиев.
Но никто из создателей «Семнадцати мгновений весны» Госпремию не получил.
Получили тоже, что и Юлиан, — Государственную премию имени братьев Васильевых. Лауреатами стали Лиознова, оператор Илья Катаев, художник Борис Дуленков, Тихонов и Броневой. Ну и Семенов.
Зависела ли судьба награждения Госпремией от Лиозновой, она ли составляла список, — поди проверь. Сомнений нет в следующем, — будь дело только в амбициях Лиозновой, автор у которого в дружках ходило КГБ и вся советская милиция, поставил бы ее на место в пять секунд. То есть, даже связываться с ним было себе дороже.
Напомним, — премию братьев Васильевых Семенов получил без проволочек.
Кого прокатили с премией вообще так это третейского судью Таривердиева, в чем он впоследствии Лиознову обвинял, но опять же, а доказательства какие? Мало ли что видится обиженному творцу. Почему ему не кажется, что Госпремию имени Васильевых не дали, поскольку по поводу таривердиевской музыки к «Мгновениям…» разгорелся скандал обвинения в плагиате? Его-то уж точно не Лиознова спровоцировала — Авария и «плагиат» Микаэла Таривердиева
Юлиан затаил на режиссера обиду. Когда возник замысел фильма «ТАСС уполномочен заявить…» он лично отверг ее кандидатуру в качестве постановщика. Замначальника контразведки КГБ, руководивший операцией по поимке шпиона «Трианона», Виталий Бояров на вопрос журналистов «Почему не Лиознова?» ответил без обиняков: «Семенов не дал. Несмотря на наши уговоры в пользу Лиозновой, он был насмерть против…»
А зря… Глядишь, и еще бы один шедевр появился. А так «ТАСС уполномочен заявить…» получился крепким, профессиональным телесериалом, но до популярности «Мгновений…» не дотянул.
А «Мгновения…» прописались в эфирной сетке надолго.
Этот результат (фильм) оказался долговечнее всех ложных людских амбиций да ссор.
Оно и справедливо.