Битва титановТеатр

Пленница Аркадия Райкина

6 сентября скончалась, не дотянув пяти лет до векового юбилея, Виктория Горшенина (1919-2014), актриса, прожившая в тени гения Аркадия Райкина, хранимая мужем — режиссером Яном Фридом. 

Сработаться с Райкиным было сложно. Существовала пара условий, при которых карьера в его театре могла состояться. Условие первое: необходимо пластичное дарование. Пластичное, значит, актер не замыкается в одном амплуа, выходя на протяжении спектакля в разных эстрадных репризах. Условие второе: дарование должно не выпячиваться, работая на эффект Райкина и только — Почему Райкин выгнал Жванецкого

Как говорил сын Константин о труппе отца:

«Это были люди, которые в жертву свой талант отдавали таланту великого артиста, потому что работать рядом с ним было, в общем, конечно, таким жертвоприношением. Понимаете? Он не окружал себя специально какими-то слабыми артистами. Просто рядом с ним работать – это означало поставить в некотором смысле крест уже на собственном голосе, потому что был такой голос рядом».

Сам Райкин был человеком амбивалентным. Горшенина признавалась: 

«В нем доброта порой сочеталась с жестокостью, небрежность в дружбе с людьми — с чуткостью, мудрость — с доверчивостью, граничащей с наивностью».

Ценил ли Райкин Горшенину? Как минимум он к ней привык. В мемуарах Аркадий Исаакович расщедрился по отношению к Горшениной на пару комплиментарных строчек.

Упоминая артистов театра, обмолвился: «Некоторые из них работали у нас много лет (дольше всех Горшенина и Малоземова)».

Горшенина работала на эффект Аркадия Исааковича 44 года. 

фото с сайта domkino.tv
фото с сайта domkino.tv

Виктория Горшенина родилась в период разрухи гражданской войны, в 1919. Родители бежали из страны в Маньчжурию, но в 1930-ые вернулись в СССР, где Горшенина-отца репрессировали.

Тем не менее, на дочери это не отразилось. В 1941 она поступила в Щепку. Девушке благоволила Вера Пашенная. Уже студенткой Виктория выходила на сцену Малого театра. Она как раз готовилась блеснуть в массовке спектакля «В степях Украины», когда старшекурсник Михаил Дудник принес весточку: в Москву прибыл на гастроли театр Райкина и ему требуется на летние месяцы молодая артистка. 

Прямо во время антракта Горшенина побежала в сад «Эрмитаж», — там, на летней сцене, Райкин давал концерты. 

Зная, кто такой Райкин молодая артистка не имела понятия, как он выглядит. Райкин был богом радиоэфира, телевизионная эра еще не настала. 

Ничего, как-то разобрались. 

И сорок четыре года проработали вместе.

 С МИХАИЛОМ СВЕТИНЫМ В ФИЛЬМЕ ЯНА ФРИДА "СИЛЬВА"
С МИХАИЛОМ СВЕТИНЫМ В ФИЛЬМЕ ЯНА ФРИДА «СИЛЬВА»

Под эгидой Райкина сложилась и семейная жизнь Горшениной. 

С Яном Фридом Райкин познакомился задолго до войны, и вот командование части, где служил начинающий режиссер, поручило ему доставить Аркадия Исааковича, гастролирующего по окрестным военным частям, — пусть и к ним заедет. Придя в Дом Офицеров, где остановились артисты, Фрид наткнулся на Горшенину, — Виктория щеголяла в сценическом кимоно. 

Так они познакомились. 

Расписались 9 мая 1945 года. 

Фрид стал известным режиссером после красочной экранизации комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» (1955). На вопрос — почему он долго, до самых 1980-ых годов, не снимал жену?, — Горшенина отвечала честно: труппа у Райкина маленькая (всего девять человек), а ответственность большая. Кто заменит, если ты уйдешь в съемочный период? 

Горшенина сразу просекла, чего делать не надо, когда ее пригласил в фильм «Белинский», на роль жены великого критика, Григорий Козинцев. Райкин сказал: «Ну что же, ты хочешь в кинозвезды вырваться? А что будет с театром, тебе все равно?! Я против того, чтобы ты снималась!»  

Первый раз запрет Горшенина нарушила в 1967 году, появившись в телефильме «Дорога домой». А широкий зритель запомнил ее по картине «Люди и манекены» (1974), состоявшей из лучших номеров Райкина.

"ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ"
«ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ»

Все-таки Аркадию Исааковичу было с Горшениной спокойно. Он знал, — эта не предаст. 

Оценивая артистку, писал: 

«Горшенина великолепно репетирует. Она умеет находить такие комические детали, что мы просто валимся от смеха. «Мисс Эстрада»— называют ее в театре».

С начала 1980-ых Горшенина начала, однако, появляться в фильмах мужа. Ян Фрид открыл свой блестящий период экранизацией «Собаки на сене» (1977), все больше проникаясь игровой эстетикой оперетты. Горшенина оказалась не в силах разбрасываться ролями, для которых была рождена. Тем паче, Фрид подстраивал под нее съемки, занимая Викторию, когда в театре был выходной. 

Так Горшенина появилась в фильмах мужа «Сильва» (1981), «Вольный ветер» (1983), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Тартюф» (1992). 

ВИКТОРИЯ ГОРШЕНИНА И МИХАИЛ СВЕТИН В ФИЛЬМЕ "ДОН СЕЗАР ДЕ БАЗАН"
ВИКТОРИЯ ГОРШЕНИНА И МИХАИЛ СВЕТИН В ФИЛЬМЕ «ДОН СЕЗАР ДЕ БАЗАН»

А в театре Райкина дела обстояли не то чтобы хуже, просто Аркадий Исаакович, теряя силы, никак не желал убавить физическую нагрузку. Он чуть не поссорился с Горшениной, когда та намекнула, всего лишь намекнула, что пора сменить выбег на поклоны к зрителю (сценическая фишка Райкина) на степенный выход. 

В 1987 Райкин умер, и Горшенина из театра ушла. 

В 1995 эмигрировала с мужем в Германию.

Там и доживала тихо-спокойно, с твердым убеждением, что ей безумно повезло работать в отличном театре под руководством гениального человека.

Светлая память! 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»