Битва титановСССРЭстрада

ВИНОВАТ ЛИ КОБЗОН, ЧТО ПЕВЦА ЛЬВА БАРАШКОВА БЫСТРО ЗАБЫЛИ?

Лев Барашков (1931-2011) ворвался на эстраду неожиданно и за какой-то год стал востребованным, зазвучал отовсюду.

Столь же резко певец оказался забыт.

Почему?

В новейшее время все было принято валить на Кобзона, который Барашкову завидовал и песни его нарочно перепевал.

Кобзон, однако, вряд ли при делах.

Судьба Барашкова слишком уж показательна в качестве примера везучести, которую в рамках советской эстрады не удалось удержать.

Об этом и поговорим.

Решение начать актерскую карьеру Лев Барашков принял поздно. И в актеры парня именно тянули. Это вообще характерно для первого периода творчества Льва — пока он не добрался до предназначенной вершины судьба подталкивала, правильно складывала пазлы, посылала встречи с нужными людьми.

Учась в Калужском педагогическом Барашков зачастил в драмкружок, которым руководил Зиновий Корогодский (ПОСЛЕДНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ В СССР ЗА МУЖЕЛОЖЕСТВО И ЕГО АКТЕРЫ). Когда руководитель драмкружка прыгнул в кресло главрежа Калининградского областного драматического театра, он позвал Барашкова в труппу. Отработав в Калининграде сезон, Лев принял решение связать судьбу с актерской профессией. В 25 лет он поступил в ГИТИС. 

"ДЕВИЧЬЯ ВЕСНА"
«ДЕВИЧЬЯ ВЕСНА»

Сниматься в кино Барашков начал со студенческой скамьи. Главная роль в комедии «Девичья весна» (1960) принесла высокому, фактурному парню узнавание. Но Барашков рассчитывал на большее. Его сильно разочаровал провал на фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо» (1963). Сын военного летчика, проведший детство в мечтаниях о небе, хотел сыграть летчика-испытателя, прототипом которого стал Алексей Гринчик. Но главную роль отдали Николаю Рыбникову (Николай Рыбников. Карьера в объятиях рабочего парня), а Барашкову пришлось довольствоваться второстепенной.

Кто знает, сложись у актера карьера в кино и не ушел бы он на эстраду с концами. 

Параллельно развивались следующие события.

Едва получив диплом, Барашков оказался в труппе театра имени Пушкина. Тамошний главреж Борис Равенских не любил разговорный театр, утверждая, что самое важное выражается музыкой. Удивительно ли, что он поставил спектакль из концертных номеров, где Барашков спел популярные тогда «А у нас во дворе» и «Хотят ли русские войны»?

Уже на данном этапе выявилась проблема, стоившая Барашкову эстрадной карьеры. «А у нас во дворе» — цветок из репертуара Кобзона, «Хотят ли русские войны» связана с исполнением Марка Бернеса. Поет Лев Барашков. А что будет, когда песни из его репертуара запоют другие певцы?

А ведь свой репертуар у Барашкова скоро появится.

Взлет Барашкова связан с песней Пахмутовой и Добронравова «Главное, ребята, сердцем не стареть». Этот хит нуждался именно в «домашнем» вокале, доказывающем, что поет такой же парень, как отправившиеся в плаванье по «зеленому морю тайги» ребята. Попадание оказалось стопроцентным. 

Барашков упрочил славу, спев за кадром фильма «Тишина» «На безымянной высоте». 

Радио, праздничные концерты, телеэфиры рвали актера на части. Вышла пластинка с его песнями. Москонцерт пригласил Льва на работу.

И он это приглашение принял.

Между тем, на эстраде у Барашкова имелись серьезные конкуренты. Внешними повадками певец умудрялся походить и на Кобзона, и на Хиля, и на тогдашнего напарника Кобзона Виктора Кохно, а уж когда появился Лещенко, то двух Львов стали путать совершенно безбожно. 

Отличался от этих ребят Барашков упрощенным вокалом, что придавало ему шарм, но среди профессионалов не красило. Все-таки в плане пения Лев был самоучкой и его баритон, скажем так, не поражал. Барашков скорее проходил не по разряду певцов, а по разряду поющих артистов, подобно Бернесу, Олегу Анофриеву, Михаилу Боярскому. Вот только в отличие от вышеназванных, Барашков не сумел сформировать свой репертуар. 

Хиты Барашкова «Главное, ребята, сердцем не стареть» и «На безымянной высоте» бросились перепевать все, кому не лень и весьма скоро народ позабыл, кто там первым их исполнил. Это одна из особенностей Советской эстрады тех лет – мало спеть хорошую песню, на нее нужно поставить фирменный знак, связать только со своей личностью. 

Благодаря положению «Пой все залитованное» Барашков также мог работать на перепевках. Его программа включала «Любимый город» (песня Бернеса), «Березовый сок» (песня «Песняров»), «Трус не играет в хоккей» (два классических исполнения принадлежат Вадиму Мулерману и Эдуарду Хилю), «Ваше благородие» (классическое исполнение делят актер Павел Луспекаев и автор Булат Окуджава). 

Барашков, кстати, нашел выход из положения, переключившись на  бардовские песни. Изобрази он городского шансонье в середине 1960-ых аудитория была бы его. Но Барашков сначала солировал в ансамбле «Голубые гитары», потом работал в ансамбле Елены Савари. 

В каких условиях приходилось работать стало ясно в январе 1973 года, когда газета «Советская культура» поместила жалобу одного из зрителей на гастролера Барашкова, обвинив его в срыве концерта. Барашков ответил письмом, где выплыло: заштатное ДК; холодный зал; расстроенный рояль; рассаживающиеся полчаса после начала концерта расслабленные зрители; хулиганские шуточки с мест; работающий прямо за кулисой буфет, где тоже шумят; из этих составляющих складывается такое равнодушие к певцу, что без потери уважения к себе петь он не может.

В 1980-ых, как сказано выше, Барашков сделал попытку сменить эстетику, перейдя на бардовскую песню. Увы, поздно. И самому Барашкову перевалило за 50 и барды теряли актуальность. Тем не менее, в 1985 Лев Барашков выпустил программу «Наполним музыкой сердца» по песням Визбора. 

В 1990-ые Барашков жил сложно, но не жаловался, работая на ретро волне. Его вспомнили, начав прогонять под маркой певца, «карьеру которого разрушил завистливый Кобзон».

Барашков дожил если не до признания, то хотя бы до выхода из тени.

Что уже не плохо.

Первого исполнения «Главное, ребята, сердцем не стареть» у него никто не отнимет.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»