КиноСоветское кино

Как непростой характер актрисы Роу мешал ей жить

Продолжим об актерах великого сказочника Роу (Почему солдат из «Марьи-искусницы» был вынужден работать на Украине?) рассказом о Марии Барабановой (1911-1993).

Это была актриса редкого амплуа – «травести». Прославилась в ролях мальчишек и характер у Марии был как у трудного подростка: ершистый, задиристый, волевой.
Начинала она в самодеятельности, но накушавшись энтузиазмом по темечко ломанулась без образования в профессиональный театр. Как ни странно, а ее приняли в Ленинградский ТЮЗ.
Впрочем, в ТЮЗе Барабанова задержалась ненадолго, понимая, что надо учиться. Девушка поступила в Институт сценических искусств, попав в руки блестящего педагога мхатовца Бориса Сушкевича.
Сушкевич с Барабановой разве что пылинки не сдувал, считая самой талантливой на курсе. Она же отплатила ему тем, что выступила против предложения всего курса создать театр Сушкевича. Эксцентричная Барабанова ратовала за Мейерхольда и Таирова, считая Сушкевича неинтересным. Разгневанный мастер отказался с ней заниматься. Пришлось Барабановой заканчивать учебу с башкирским национальным курсом.
Ее дипломным спектаклем стала пьеса «Бегство», где Барабанова сыграла сбежавшего из дому мальчишку. Увидев эту игру, Барабанову сразу пригласил в Ленинградский театр комедии Николай Акимов.  
На сцене театра комедии Барабанова прожила лучшие свои театральные годы. Она играла много, но особым успехом пользовались роли пацанов. Мальчик-слуга из «Школы злословия» стал событием для театральной среды Ленинграда.

В кино успех тоже пришел с ролью мужской. В фильме «Доктор Калюжный» Барабанова сыграла конюха Евграфа Тимофеевича.

КОНЮХ ЕВГРАФ ТИМОФЕЕВИЧ

Еще до этого, Барабанова впервые встретилась на съемочной площадке с Роу. В «Василисе Прекрасной» Мария сыграла звонаря, но роль получилась такая маленькая, что ее даже не указали в титрах.

С Акимовым Барабановой пришлось расстаться, поскольку в 1942 она получила роли своей мечты: Тома Кенти и принца Эдуарда в экранизации «Принца и нищего».

Целый год актриса курсировала между Ленинградом и Москвой, вызывая недовольство Акимова. В итоге нарыв прорвался и Барабанова со скандалом ушла.

«ПРИНЦ И НИЩИЙ»

После войны Мария сделала еще один резкий кульбит. Она закончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС и стала парторгом киностудии Горького. В этом качестве ей удалось нажить немало врагов, поскольку неуемный характер заставлял совать нос в чужие дела.
Вот что пишет об этом киновед Сергей Капков:

«Мария Павловна активно вклинивалась во все дела киностудии. Одной из актрис изменил муж. Барабанова кинулась собирать на него компромат. Собрала, стала обдумывать наказание. В пылу борьбы подружилась с ним и стала помогать уже ему обустраивать его холостяцкий быт. Спустя годы они поссорились. И когда Мария Павловна узнала, что этот актер провел ночь в вытрезвителе в Ялте, полетела туда собирать на него компромат»…

Вообще неуемный характер Барабановой служил ей плохую службу. Никто не мог вытерпеть ее в быту. Актриса сменила шесть мужей.

Увлекшись партийной работой, Барабанова не снималась десять лет.

«НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ КОТА В САПОГАХ»

В 1957 году Роу готовился к постановке фильма по пьесе Михалкова «Новые похождения Кота в сапогах». Прочитав сценарий, Барабанова не стала мелочиться. Она ворвалась в директорский кабинет и, стукнув кулаком по столу, заявила: «Эту роль буду играть я, и никто другой!»

Фильм знаменовал возвращение Роу к жанру сказки, к которому его не подпускали лет пятнадцать. Кота в сапогах Барабановой критики тоже похваливали, но новых ролей не было. Что поделать, век «травести» короток, а качественный скачок на возрастные роли Барабанова долго не могла сделать.
После пятилетнего простоя она попробовала силы в кинорежиссуре. Комедия «Все для вас» с участием Пельтцер, Куравлева, Аросевой, самой Барабановой в прокате провалилась. Черт его знает почему. Я видел этот фильм на заре туманной юности, и он мне понравился.

Последовало еще десять лет ожидания хороших ролей!
Только с 1973 года, в возрасте за шестьдесят, кино заново открыло артистку. Роу уже не было в живых, но Барабанову занимали в сказках другие режиссеры. «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Про Красную Шапочку». А какая Баба Яга вышла у Барабановой в «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

Были и другие роли. Мне Барабанова особенно нравилась в «Тайне черных дроздов».

Она снималась много и удачливо до самого конца.
Дай Бог каждому такую насыщенную творчеством старость!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»