ПРАВДА ЛИ, ЧТО АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ ПОДВИГА НЕ СОВЕРШАЛ ДА И НЕ БЫЛО НИКАКОГО МАТРОСОВА
5 февраля отмечал день рождения недоживший и до 20 лет Александр Матросов (1924-1943).
В СССР существовала линейка героев, на которых приучали равняться с детства. Это Павлик Морозов, Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы. Ну и Матросов, конечно.
С перестройкой наступила переоценка, а, вернее, уничтожение, ценностей. Уничтожение, поскольку программа «Плюс» для юного поколения не предлагалась вообще, или имела ничтожный по выхлопу локальный характер. Морозова объявили предателем, Космодемьянскую наградили шизофренией.
Матросова тоже в покое не оставили.
Есть такая вещь, как официальная биография. Это когда не все моменты жизни транслируются в рупора. Официальная биография не может обойтись без причесывания. Если ты становишься лицом государства, будь добр соответствовать.
Кто ж мог подумать, что цепляясь за официальную биографию Матросова в поисках несостыковок, его ненавистники примутся отменять не только подвиг Александра, но и его самого.
Согласно официальной биографии Матросов родился в Днепропетровске (тогда Екатеринослав). Именно этот факт принялись оспаривать, договариваясь, что Матросов и не Матросов вовсе.
Ага… Некто писатель Рауф Насыров послал в МИД Украины запрос и получил ответ, что ни в одном из ЗАГСов Днепропетровска в 1924 году не зарегистрировано рождение Александра Матросова.
Ну и что?
Как, ну и что?
Не зарегистрирован, значит, никакого Матросова не было, а был Шакирьян Юнусович Мухамедьянов. Его рождение, кстати, зарегистрировано, правда, не в Днепропетровске, а в деревне Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР. Матросовым Шакирьян записался при определении в детский дом, поскольку не хотел стать жертвой русских насмешек над башкирами.
Доказательствам Мухамедьянов = Матросов Насыров посвятил целую книжку
«Откуда ты родом, Матросов?» До сих пор кто-то над этой версией задумывается, поскольку в пустые головы влетает много завлекательных идей, в том числе и такие.
Отсутствие записи о рождении в ЗАГСАх Днепропетровска привело к тому, что родиной Матросова также назначили село Новая Малыкла. Тамошний энтузиаст Александр Толчков привел такие доказательства:
«С 1966 по 1969 год я работал редактором газеты Новомалыклинского района. В 1967 году к нам, в Новую Малыклу, приехал работник обкома партии Федор Гаврилов. Пришел в газету и сказал, что Александр Матросов родом из нашего района».
Ну, пусть будет Новая Малыкла. Только Шакирьяном не называйте.
А также не назначайте матерым уголовником.
Официальная биография Матросова не скрывала фактов бродяжничества парня, говоря об этом спокойно, ибо стыдиться было нечего. Вот повесть Павла Журбы «Александр Матросов». Всего она выдержала 120 изданий, на 34 языках мира (в том числе, в «Детгизе», то есть, для школьников). Это повесть художественная, но и там не впроброс сказано о побегах мальчика из детдома, о попадании в режимную колонию.
А вот как рассказывает об осуждении Матросова Иван Легостаев в статье, вошедшей в сборник попсового «ЖЗЛ» «Правофланговые комсомола»:
«В 1940 году, когда Матросову исполнилось шестнадцать лет, он был отправлен из детского дома для трудоустройства в город Куйбышев.
И вот однажды весной, уже в Куйбышеве, как рассказал Матросов … «ударила не дававшая покоя мысль в голову, самостоятельный, думаю, человек, дай-ка попробую разыскать родителей… Забрался на баржу, идущую по Волге в Саратов, и без документов, с несколькими рублями в кармане оказался в большом незнакомом городе. Отца, разумеется, не нашел. Решил с горя обратиться в милицию за помощью. Там обстоятельно разобрались, почему я оказался в Саратове. Как не имеющего родителей и нарушившего паспортный режим, по решению суда, до достижения совершеннолетия отправили в Уфу в детскую трудовую колонию».
В 1967 году Судебная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор Матросову.
До перестройки никому в голову не приходило фиксироваться на уголовном прошлом парня, которому можно поставить в вину только свободолюбивое неподчинение дисциплине. С перестройкой, однако, пребывание Матросова в детской колонии позволило ретивым перышкам записать его в бунтари против Советской власти; наделить карьерой урки; отправить в штрафбат, откуда путь только грудью на амбразуру.
Якобы сам Сталин, узнав, что подвиг совершил уголовник, приказал выдать мертвому Матросову задним числом комсомольский билет, а так он и комсомольцем не был.
Об Анатолии Игнатьеве — За что сидел дедушка Кати Лычевой?
Согласно официальной версии, подвиг Матросов совершил, атакуя опорный пункт в районе деревни Чернушки. Три пулемета в ДЗОТах перекрывали подступ к деревне, их требовалось как-то заткнуть. На подавление пошли штурмовые группы, по два человека каждая. На подступах к ДЗОТу напарника Матросова Петра Огурцова тяжело ранило. Матросову удалось подобраться к амбразуре с фланга и бросить две гранаты. Пулемет замолк, но едва бойцы поднялись в атаку, заработал с новой смертоносной силой. И тогда Александр закрыл амбразуру телом.
Пытаясь изгваздать Матросова, приводят аргумент — дискуссию о подвиге затеяли не диванные эксперты. Выступили испытавшие все прелести фронта на своей шкуре Лазарь Лазарев, Вячеслав Кондратьев, Виктор Астафьев.
Позвольте, никто из этих прошедших горнило войны людей не подвергал сомнению сам подвиг Матросова, ведя речь лишь о технике его свершения.
Лазарь Лазарев утверждал, что на ДЗОТ ложиться бессмысленно, поскольку пулемет изрубит тело, и вновь откроет простор стрельбе. Он полагал, будто бойцы приняли бросок Матросовым гранаты, за попытку прикрыть их от огня своим телом.
Насчет бессмысленности заметим, что пулемет-то тело изрубит, но время на это уйдет, такое необходимое время для удачной атаки.
Говорили — к ДЗОТу нельзя даже подобраться, поскольку пулеметная очередь отшвырнет обратно.
Исходя из этого соображения, писатель Вячеслав Кондратьев, считал, что Матросов на ДЗОТ не бросался, а забравшись на крышу, пытался наклонить дуло пулемета к земле. Историк Борис Соколов рисовал другую картинку: Матросов пытался расстрелять орудийный расчет через вентиляционное отверстие.
Виктор Астафьев поддерживал версию Кондратьева, считая, — закрыть телом обширную амбразуру с длинным стволом пулемета невозможно.
Но никто из свидетелей войны не додумался, будто Матросова вообще придумали или его поступок продиктован опьянением от наркомовских ста грамм, а если нет, все равно сам виноват, неумейка, остальные два ДЗОТа обезоружили без жертв, а этот бросаться…
И еще за одно уцепились… Официальная биография сдвинула сроки, приурочив подвиг Матросова к 23 февраля, празднику Дня Советской Армии и Флота. Между тем, согласно документам, парень попал на фронт только 25 числа, а роковой для него бой состоялся 27.
Это что значит?
Что боя не было?
Не было пулеметного огня?
Не было русского Матросова?
И даже башкира Мухамедьянова?
Отсутствие метрики и нарушение паспортного режима не делает Матросова уголовником из штрафбата и выдуманной советской пропагандой фигурой. Технические несуразности (а кто там вел взвешенный репортаж среди огня?) не означают, будто не было пулемета, который пытался заткнуть девятнадцатилетний парень.
И ценой собственной жизни, сохраняя жизни товарищей, заткнул.
Светлая, вечная память!