ПОЧЕМУ ЧЕБУРАШКУ УСПЕНСКИЙ ДЕЛИЛ С ХУДОЖНИКОМ ЧЕРЕЗ СУД, А ГЕРОЕВ ПРОСТОКВАШИНО — НЕТ
5 июня отмечал день рождения Владимир Попов (1930-1987), мультипликатор, который ушел и до развала «Союзмультфильма», и до шанса потягаться за права на образы обитателей Простоквашино с Эдуардом Успенским.
Как режиссер Попов начинал в соавторстве с Владимиром Пекарем. Их прославила дилогия про белого медвежонка «Умка» (1969) и «Умка ищет друга» (1970). Популярность зиждилась и на пленительном образе маленького звереныша, и на годной песне. «Колыбельную медведицы» после Аиды Ведищевой кто только ни исполнял.
Мне гораздо больше нравились другие мультфильма Пекаря и Попова — драйвовые, приключенческие, с погонями. Например, «Приключения красных галстуков» — о героическом поведении пионеров в захваченном фашистами городке. Образы детей там не очень ярки, в них проступает жертвенность, зато насколько гротесковые получились фрицы и коллаборационист. Сколько веселых трюков вместили режиссеры в мульт о вещах самых серьезных.
А как хорошо получилась злая железяка, принимающая форму рыбы в «Сокровищах затонувших кораблей» с их пафосом приключений. Уже на титрах шла игра с отсылками к Сабатини и Стивенсону. Окончательно добил меня рисунок зарезанного кинжалом в спину у сундука с золотом пирата.
Какой там «Умка», хотя и он хорош.
Начав работать единолично Попов, сделал «Бобик в гостях у Барбоса» по креативному перевертышу Носова, согласно которому зарвавшийся пес отводит в своих представлениях хозяину место на коврике.
В этом мультфильме Попов применил в полной мере одну из фишек – приглашать на озвучку реальных звезд. За Бобика разговаривал Юрий Никулин, за Барбоса и Дедушку — Олег Табаков (Не Матроскин).
Следующим свершением Попова стали «Трое из Простоквашино» (1978).
Есть ряд мультфильмов, популярность которых вспыхнула на моих глазах. Это саги о коте Леопольде, попугае Кеше, домовенке Кузе, «Тайна третьей планеты» и, конечно, Простоквашино.
Эдуард Успенский, чей дар не может оспорить даже его дочка, был человеком не старающимся отыгрывать маску детского писателя. Оторвавшись от письменного стола, он предпочитал маску не упускающего выгоду бизнесмена.
Мы уже говорили, как делил Успенский с художником Леонидом Шварцманом авторские права на образ Чебурашки — ПОЧЕМУ ТРУДНО ПОДЕЛИТЬ ЧЕБУРАШКУ.
А с Простоквашино замут грозил быть еще запутанней.
Поясню.
Канонический образ Чебурашки из мультика придумал Шварцман.
Над каноничными образами Матроскина, Шарика, дяди Федора и Печкина потрудилось четыре художника, как минимум. Причем двоих оттер от производства вовсе не Успенский, а Попов.
Приступая к работе, Попов имел перед глазами образы простоквашинских героев, нарисованных для диафильма Борисом Степанцевым, для книги Геннадием Калиновским и для первой экранизации Борисом Моисеевым.
Попов разделил работу между художниками-постановщиками Левоном Хачатряном и Николаем Ерыкаловым. Хачатрян рисовал людей (дядю Федора, папу, маму, Печкина), Ерыкалов животных (Матроскина, Шарика).
Ерыкалов настолько безбожно затянул подготовительный период, что Попову пришлось самому все доделывать.
Как следствие, на следующий фильм трилогии «Каникулы в Простоквашино» режиссер позвал вместо проштрафившегося Ерыкалова другого художника Аркадия Шера, сказав: «Ты все перерисуй по-своему, и это будут твои персонажи».
Шер сетовал:
«Соглашаясь, я и не думал, что потом все так повернется: фильм станет безумно популярным, герои заживут собственной жизнью, а создатели начнут делить славу».
Самым большим изменениям Аркадий Шер подверг образ дяди Федора, к которому опальный Ерыкалов отношения не имел. Левон Хачатрян обиделся и на третью картину простоквашинского цикла пришел четвертый художник – Александр Винокуров. В «Зиме в Простоквашино» самые радикальные изменения коснулись опять же дяди Федора.
Ерыкалов трагически погиб в 1982, Хачатрян и Винокуров умерли в начале нулевых, а Шер хотя и обижался на Успенского, по судам таскаться не думал, понимая уязвимость своего положения (три, а если включать Попова, четыре соавтора — коллективная работа).
Он говорил:
«Понимаете, я несколько обижен на то, что Эдуард Успенский не воспринимает меня как создателя этих персонажей. Когда стали выпускать книги и плакаты именно с моими рисунками, он заговорил о том, что не я начинал этот сериал. Но я же не претендую на первый фильм!»
Дальнейшая творческая деятельность Попова была связана именно с художником Шером.
Они сделали классный мульт «Приключения Васи Куролесова», который на фоне дефицита детективов шел просто на «Ура!». А вот пародия «Мы с Шерлоком Холмсом», несмотря на ряд прекрасных придумок и озвучку Бориса Ливанова, не выстрелила. Мультфильмы Попова «От двух до пяти» и «Академик Иванов» провалились.
Шер сетовал на всеядность Попова, бравшегося, чтобы не простаивать, за любую работу. Проскальзывала у него и обида на режиссера. Опять же в связи с Простоквашино.
«… Попов был очень тщеславный. Когда мы сдавали «Каникулы в Простоквашино» с переделанными героями, кто-то из приемной комиссии ему сказал: «Володь, молодец! Персонажи стали лучше». И он согласился. Получается, что не художник их улучшил, а режиссер. Был и другой случай: на обложку журнала «Огонек» пригласили сфотографироваться его, меня и Олега Табакова, озвучившего кота Матроскина. Но в последний момент Володя решил, что с Табаковым будет сниматься один он – так престижней».
Попов этих обидок не слышал, уйдя из мира большой работы и прекрасных свершений. Не застав мира больших денег и скандальных дележек.