«Почему он уехал? Он очень был обижен. На всё и на всех». Драма Аркадия Хайта
22 февраля скончался Аркадий Хайт (1938-2000), своеобразный Мидас советской эстрады — все к чему он прикасался превращалось в золото.
Как же так получалось, что Хайт потерял все и сгорел быстро, очень быстро?
Соавтор его Левенбук заметил: «Аркаша никогда не спрашивал, сколько ему заплатят, выбирал лишь то, что было ему интересно».
Так вот, на первых порах, пока Хайт работал на имя, его интересы совпадали с интересами народа.
А когда он имя себе заработал, выяснилось, что его никто не знает, поскольку сместились ориентиры.
Поражает в его творчестве охват.
Просто констатируем.
Эстрада:
Одновременно в Москве шли три сольника — Хазанова, Петросяна (РОССИЯ ПЕТРОСЯНА) и Винокура. Ко всем трем приложил руку Хайт. Хазанов вообще, можно сказать, начался с Хайта, с таких программ как «Мелочи жизни» + «Очевидное и невероятное».
Кроме того, одна из моих любимейших песен «Вечер», которую спел Владислав Андрианов в рамках ВИА «Лейся, песня» (Владислав Андрианов. Короткая карьера кумира школьниц эпохи Брежнева), написана Хайтом.
Радио:
Легендарная «Радионяня».
Мультики:
О, тут Хайт развернулся. Он работал над всеми выпусками «Ну, погоди!» Котеночкина, единолично придумал кота Леопольда. Да и мульт «Раз ковбой, два ковбой» был просто прелестен. Стоило ему пройти по телеку, как на промокашках школьных тетрадей появлялись изображения ковбоя и его лошади.
Театр:
Пьесу «Шлягер, шлягер, только шлягер…», по которой можно изучать нравы тогдашней эстрады, Хайт придумал для театра кукол Образцова. К сожалению, этот спектакль не получил раскрутки «Необыкновенного концерта», он вышел в 1985, когда большинству уже не до театра кукол было.
А вот пьесу «Происшествие в стране Мульти-Пульти», получившую в СССР огромное хождение на пластинках, в преддверии нового, 2023 года, перенесли на экран.
В общем, Хайт считался одним из зубров тогдашней эстрады. Ни Задорнов, ни Измайлов, ни Арканов как авторы ему в подметки не годились. Соперничать Хайт мог только со Жванецким, правда с одним, оказавшимся для Хайта фатальным, различием.
Жванецкий читал свои вещи сам и его зритель знал.
Хайт работал за кадром и его не знал никто.
Артисты разговорного жанра не стремились делать акцент на авторов, шпаря программу, словно собственную импровизацию. Это вообще была одна из самых больших претензий завсегдатаев «Клуба «12 стульев» да «Зеленого портфеля»: артисты забирали народную славу себе, оставляя беднягам внутрицеховое уважение.
Именно поэтому, едва стало можно, на сцене встали и сходить оттуда не собирались Задорнов, Измайлов, Трушкин, Коклюшкин и другие. Хайт же, обладавший артистичностью, но публичных выступлений не любивший, свой шанс материализоваться упустил. Он вообще во второй половине 1980-ых, отошел от эстрадных дел, увлекшись мультипликацией, театром и кинематографом.
В 1985 стал за Леопольда лауреатом Госпремии СССР, в 1991 получил «Нику» за сценарий фильма «Паспорт», который написал совместно с Резо Габриадзе и Георгием Данелия.
Но мультипликация встала раньше, кино чуть позже, в литературе денег не было. Зато эстрада раздухарилась. Очень много стало Задорнова и Петросяна. Трушкин, Коклюшкин, Смолин, Арканов также нормально общались с публикой. В изменившейся реальности все решало именно лицо. Горин растерянно разводил руками, на все просьбы Хайта пригласить его в «Белый попугай», — тебя никто не знает. Аркадий столкнулся с тем, что все места на рынке медийных лиц его ровесники разобрали.
Совсем плохо стало, когда его сбережения и немалые, накрылись в результате павловских реформ (ВОСЕМЬ ПРОКЛЯТЫХ МЕСЯЦЕВ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА СССР ПАВЛОВА).
В новых реалиях Хайт опять решил поступить интуитивно — не думать о деньгах, а делать, что нравится. Он написал для театра «Шолом» пьесу «Моя кошерная леди». А после этого принялся выдавать тексты о детях Палестины в совершенно невообразимом количестве. На российских площадках это мало кому сдалось (тем паче, на тему подобную часто высказывался Жванецкий), но вот русская диаспора за границей Хайта полюбила.
Окончательное решение об эмиграции Хайт принял, когда его сын поступил учиться в Мюнхенскую академию художеств. Отцу с матерью захотелось быть с ним рядом.
В 1996 Хайт уехал в Германию. Как заметил Лион Измайлов «Почему он уехал? Он очень был обижен. На всё и на всех».
Летом 1998 у него диагностировали лейкемию.
Но скончался Хайт не от рака, который почти вылечили, а от обширного инфаркта.
Светлая память!