Битва титановМульты

ПОЧЕМУ ТРУДНО ПОДЕЛИТЬ ЧЕБУРАШКУ

30 августа родился Лев Шварцман, гениальный художник мультипликации, который дожил до столетнего юбилея.

Шварцман придумал такие образы нашего детства как компания зверушек из серии мультфильмов «38 попугаев» (ПОЧЕМУ РЕЖИССЕР МУЛЬТСЕРИАЛА «38 ПОПУГАЕВ» НЕ СМОГ ПОВТОРИТЬ УСПЕХ), котенок по имени Гав; девочка и ее «собачка» из «Варежки»; озорные обезьянки («В каждом маленьком ребенке…»).  

Но самый известный образ Шварцмана — Чебурашка. 

Именно за авторство на образ чудесного зверька художник сошелся в схватке с Эдуардом Успенским.

Когда Успенский умер, Шварцман нашел нужные слова с подводным течением. Подводное течение я выделю курсивом.

«Мы с режиссёром Романом Качановым сделали три фильма по его книге «Крокодил Гена и его друзья», правда, Успенский редко бывал на студии. Я очень скорблю. Потому что ушёл очень талантливый писатель и очень сложный человек».

Итак, — «Успенский редко бывал на студии». Важная проговорка. Шварцман дает понять, что мультфильм делал он с Романом Качановым, а Успенский лишь написал книгу. Да, классную книгу. Но в ней изначально не было зримого образа Чебурашки. Более того, Шварцману пришлось помучиться его вытесывая. 

ВОТ ТАКИМИ УВИДЕЛ ЧЕБУРАШКУ И ЕГО ДРУЗЕЙ ХУДОЖНИК АЛФЕЕВСКИЙ, ИЛЛЮСТРАТОР ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ
ВОТ ТАКИМИ УВИДЕЛ ЧЕБУРАШКУ И ЕГО ДРУЗЕЙ ХУДОЖНИК АЛФЕЕВСКИЙ, ИЛЛЮСТРАТОР ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ

По книге Успенского у Чебурашки были глаза, как у филина, заячья голова и хвостик маленького медвежонка. Шварцман говорил:

«Поначалу я пытался следовать этому описанию, но выходило что-то не то. Вот тут-то уши и стали увеличиваться в размере. Глаза я сразу решил рисовать темненькими, чтобы получился удивленный взгляд маленького ребенка. Постепенно у Чебурашки исчезли ножки, остались лишь ступни и пропал хвостик. В результате вышел маленький трогательный человеческий детеныш».

Таким мы Чебурашку и запомнили. 

При Советской власти, где всё принадлежало государству, которое, впрочем, следило за авторскими отчислениями, отношения у Шварцмана и Успенского были на уровне «нечего делить». А вот потом… 

Успенский всегда славился предприимчивостью и сутяжничеством. В анналы вошла история, как он подал в суд на автобусный парк за опоздание транспорта. Как запретил выпуск действительно малогодных, но раскрученных карамелек «Чебурашка». Удивительно ли, что скопировав образ нарисованный Шварцманом, Эдуард отнес чертеж в бюро патентов, где оформил авторство. Считая, что образ Чебурашки придумал он и режиссер Роман Качанов, а Шварцман так, — исполнитель всего, чего ему умные дяди наговорили. 

Более того, по меркам Успенского, он даже поступил благородно, спросив у Шварцмана через секретаря: не хочет ли тот поучаствовать в коммерческой раскрутке Чебурашки. Скажем, за 10%. Шварцман, конечно, от такой чести отказался. 

А Чебурашка был везде — на Олимпиаде, в Японии; на перекидных календарях и тюбиках зубной пасты. 

ЧЕБУРАШКА ДИАФИЛЬМА, ТАМ ЕГО РИСОВАЛ БОРИС СТЕПАНЦЕВ
ЧЕБУРАШКА ДИАФИЛЬМА, ТАМ ЕГО РИСОВАЛ БОРИС СТЕПАНЦЕВ

Но Успенский напал на такого же сильного человека, как он сам. Шварцман отстаивал свои права, затеяв целую вереницу судов, доказывая, что и слово «чебурашка» придумано не Успенским, а значится еще в словаре Даля; апеллируя к первым рисункам Чебурашки художника Алфеевского, мол, вот каким был Чебурашка, пока я не пришел. 

Получился затяжной, не имеющий выхода конфликт, поскольку Успенский на правах автора раздавал направо — налево производителям право на литературный образ Чебурашки. Придумать новый художественный образ компании не могли, да народ и слышать не хотел про иного Чебурашку, кроме шварцмановского. Некоторые производители, поняв, что попали, платили и Успенскому, и Шварцману. Но вообще суды следовали один за другим. 

ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ ТАКОЙ ПАСТОЙ ЗУБЫ ЧИСТИЛ
ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ ТАКОЙ ПАСТОЙ ЗУБЫ ЧИСТИЛ

Почему в этой ситуации я на стороне Шварцмана? А вы посмотрите — на чьей стороне профессиональное сообщество мультипликаторов. Чьи права пыталось оно отстоять, составляя письмо в Олимпийский комитет, когда Шварцмана подвинули, сделав талисманом Олимпиады его игрушку. Почитайте, как пытался усовестить Эдуарда Юрий Норштейн. Кажется, ни один голос не раздался в защиту Успенского. Поскольку он явно не прав. Книжка хорошая. Но внешний облик Чебурашки, которого мы любим, придумал Шварцман.

Теперь великого писателя с нами нет. 

И Шварцман нашел в момент его ухода правильные слова. 

Что делает ему честь.

Чебурашку у него все равно никто не отнимет.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»