Битва титановКиноСоветское кино

ПОЧЕМУ «ШАРАПОВ» ВЫНУЖДЕН ВСПОМИНАТЬ «ЖЕГЛОВА»

19 августа родился Владимир Конкин, актер, последнее время снимающийся мало.

Что ж, Конкин сделал много и за роль Шарапова его готовы носить на руках до сих пор.

Сам актер роль эту не сильно чествует, считая истинным моментом своей славы растянувшуюся на шесть серий экранизацию «Как закалялась сталь», где он сыграл Павку Корчагина. 

Именно Корчагин сделал Конкина фаворитом студии Довженко. Владимир говорил:

«Фраза, преследующая меня по жизни, «Ну и рожа у тебя, Шарапов», — ерунда по сравнению с тем, что было после Павки Корчагина. После этой картины я так настрадался! «Как закалялась сталь» делали по заказу ЦК партии. За нами следили из идеологического отдела ЦК КПСС. Из меня хотели сделать живую икону. Самое ужасное, что этот идеологический ярлычок закрепился, меня стали приглашать только на «кожанки». Я отказывался, говорили, что я капризничаю. Роль Корчагина мне открыла многие перспективы, но и многое закрыла. Быков вытащил меня из этого замкнутого круга»

Упоминая Леонида Быкова, Конкин имеет в виду фильм «Аты-баты, шли солдаты…». 

А потом на него свалился Шарапов. 

Экранный дуэт с Владимиром Высоцким принес Конкину любовь и любопытство окружающих. На протяжении десятилетий не умолкают требования насчет Высоцкого: «Давай подробности», хотя именно подробностей Конкин дать не может. С Высоцким он не дружил. Дома у него побывал лишь раз. По работе в дальнейшем не сталкивался. Но такова специфика профессии — Шарапов вынужден толочь воду в ступе, рассказывая про Жеглова.

Впервые актер увидел Высоцкого живьем в 1978 году, в Париже. Конкин там представлял картину «Кавказская повесть», сделанную к 150-летию Льва Толстого, и попал на концерт Высоцкого в «Олимпии».

В том же году, в мае, они познакомились лично. Предстояли съемки «Места встречи изменить нельзя».

Утверждали Конкина на роль Шарапова с огромным скрипом. Против его кандидатуры восстали авторы сценария братья Вайнеры. Они говорили, что Конкин мальчик, а не разведчик. На форумах то и дело вспыхивают прения: подходит Конкин, не подходит Конкин. Не буду спорить, ибо не читал романа, но в рамках картины Конкин мне кажется уместен. Главное качество Шарапова нравственная чистота и актер ее донес, — получилось! Если в первой серии тандем Шарапова и Жеглова кажется скроенным по принципу «Бэтмен и Робин», то в итоге акценты расставляются должным образом.

Сам Высоцкий тоже был настроен против кандидатуры Конкина. Он убедил Говорухина не брать на роль Шарапова Николая Губенко, продавил кандидатуру Ивана Бортника и тут… Фильм снимался на Одесской киностудии. Украинский Минкульт высказал пожелание видеть в роли Шарапова штатного актера студии Довженко. Всеми правдами и неправдами Конкина утвердили. 

К сожалению, роль у него сразу не пошла. Съемки начались со сцены, где Шарапов рассказывает Жеглову, что убийство совершил Фокс. Сцена сложная, там текста гора, а Конкина еще настропалили, мол, снять надо за сегодня, Высоцкий улетает. В первый съемочный день запороли массу дублей, из-за мандража Конкина. 

Насчет Высоцкого Конкин говорил:

«Увы: жесткость в наших отношениях, к сожалению, доминировала. Налет «паханства» на съемках, несомненно, присутствовал — слово Высоцкого было непререкаемо. Я привык к доброжелательной обстановке, когда тебя все любят, а тут…»

Каково же было разочарование, когда выяснилось, что Высоцкий никуда и лететь-то не собирался.

У Владимира Семеновича нашлись личные причины неприязни. Во-первых, авторитарный, любящий во всем первенствовать бард обладал комплексом маленького роста, почему ему и требовался в качестве партнера невысокий Бортник. А с Конкиным приходилось носить сапоги с подкладкой.

Во-вторых, яростный, чтобы не говорили, антисоветчик, вынужденный заигрывать с властями, вряд ли мог без внутренних смехуечков воспринимать официального Корчагина Конкина. 

В-третьих, Конкин, будучи значительно моложе, за смену получал больше, как заслуженный артист УССР.

Однако, и Конкин воспринимал партнера, словно баловня судьбы. И у него проскакивало:

«Многим казалось, что я обласкан комсомолом. Но я никогда клевретом не был и косточек с барского стола не таскал. Наверное, и Высоцкому казалось так — будто я холуй комсомольский. Иначе, откуда у Конкина «Волга». А то, сколько я вкалывал на нее, это ж никого не интересовало! А у Семеныча был «Мерседес». Но все прекрасно знали, что у Семеныча не было бы никакого «Мерседеса» и умер бы он под забором на 10 лет раньше, если бы в его жизни не появилась Марина Влади. И поэтому семья была оставлена с двумя детьми. А эта тетя вошла в его жизнь и, в общем-то, украсила ее. Потому что Володя стал вкусно есть иногда, а не жрать водку за 3.62. Понимаете? Он стал курить американские сигареты. У него была роскошная аппаратура по тем временам. Он, конечно, сам какие-то деньги зарабатывал, но у него бы ни-и-ккогда не было всего того, если бы не Марина Владимировна. Поверьте мне…»

Не получалось полноценного сотрудничества еще и потому, что Высоцкий пользовался на площадке всеобщим попустительством. Актер был занят под завязку другими проектами и если залетал к Говорухину, работа перекраивалась под него. Совсем уж тошно приходилось «Шарапову«, когда Владимир Семенович пытался еще и режиссировать, -«хотя он не был режиссером, и его замечания не всегда были по делу» (по замечанию Конкина).

Понимал ли Конкин, обреченность Высоцкого, которому оставалось жить два года? Задним числом понимал. В многочисленных интервью он фиксировал постоянные срывы настроения партнера, только дело даже не в этом, — Конкин показал, какой безнадегой заканчивает кумир, некогда молодой, голодный и поющий. 

«В съемочной группе из ста с лишним человек, не считая актеров, почти ежедневно у кого-нибудь был день рождения. Мы собирались и просили Владимира Семеновича что-нибудь сыграть на гитаре. Он скрежетал зубами, убегал из любой компашки. Не мог видеть, когда наливают, выпивают. Поначалу мне казалось, что это поза: его просят, а он ломается. Света Светличная рассказывала, что в свое время он сам умолял в компаниях, чтобы послушали его новую песню. А ему говорили: «Да надоел ты уже со своим горлопанством».

Высоцкому просто надоели люди, это и для человека плохо, а для актера вообще последнее дело. 

И работал он из последних сил, поскольку больше ничего не оставалось, всё, кроме профессии оказалось лажей.

Да, особых отношений у Конкина и Высоцкого не было. Работали на результат, стиснув зубы, преодолевая взаимную неприязнь. Вне площадки старались не сталкиваться. 

Но результат вышел впечатляющим, да и Высоцкий ушел в мир иной, приобретя на пару десятилетий статус легенды. Вот и приходится Конкину, сменившему свыше десятка театров, но оставшимся в народной памяти Шараповым, «давать подробности», оставаясь в центре зрительского интереса.

Ибо пара Шарапов и Жеглов она на века.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»