Пленник Аркадия Райкина
Сегодня, 24 октября, отмечает день рождения Аркадий Исаакович Райкин (1911-1987) — Читайте также: «СПРЯТАЛ БРИЛЛИАНТЫ В ГРОБУ МАТЕРИ». СПЛЕТНЯ, ПЕРЕЛОМИВШАЯ КАРЬЕРУ АРКАДИЯ РАЙКИНА И Почему Райкин выгнал Жванецкого
Говоря о судьбе актрисы Виктории Горшениной (Пленница Аркадия Райкина), мы уже отмечали каково это, — посвятить всю творческую жизнь гению Аркадия Исааковича; работать, оттеняя его талант. Но Горшениной повезло с мужем — режиссером Яном Фридом, который донес ее образ в своих картинах до наших дней.
Большинству актеров Райкина такого везения не выпало.
Поговорим сегодня об одном из них — Вадиме Деранкове, оставшимся в истории талантом, поверженным гением Райкина.
Райкин в своих мемуарах обмолвился о Деранкове лишь однажды: «Сильным характерным актером был Вадим Деранков, впоследствии перешедший в созданный Владимиром Поляковым Московский театр миниатюр».
Кроме этой обмолвки Райкина о работе Деранкова у конкурента великого сатирика ничего не известно. Другие источники об этом молчат.
Но о Деранкове вообще мало сведений, приходится собирать их буквально по крупицам.
Родился в 1916. Был актером театра Балтийского флота, играл в Ленинградском Новом Тюзе. К Райкину попал в конце 1940-ых.
Райкин строго следил за тем, чтобы артисты работали на его краски, делали выпуклым его мастерство. Для этого требовалось самопожертвование, и потому в труппу попадали люди предельно Райкину близкие, — родной брат Макс Райкин, взявший сценический псевдоним Максим Максимов, жена Руфь Райкина.
Деранков довольно быстро разобрался в подводных течениях театра и, судя по дальнейшим событиям, начал бунтовать, не желая психологически привстать на коленки, умаляя свой дар.
В определенный момент зритель принимал Деранкова если не как Райкина, то все равно как звезду. На его интермедиях стоял дикий хохот. Оценив успех артиста, Райкин отобрал у него удачные номера и подсунул заведомый шлак, но и здесь Деранков умудрялся блистать.
Вызывающее поведение Деранкова запомнил Борис Сичкин (ЗА ЧТО СИДЕЛ «БУБА КАСТОРСКИЙ»), получивший от Райкина предложение войти в труппу.
«Я был знаком со всеми актерами и актрисами из труппы Райкина, но, когда я пришел на первую репетицию, никто, за исключением жены Райкина, обаятельной Ромы, со мной не поздоровался. После репетиции ко мне подошел актер Вадим Деранков и сообщил, что Райкин – это дутая фигура, и держится он на четырех штампах. Я ему ответил:
– Вадим, мой тебе совет: укради у Аркадия Исааковича один штамп, и ты станешь приличным артистом».
Расстался с Райкиным Деранков не по своей воле, хотя в трудовой книжке его появилась запись об уходе из театра «по собственному желанию». В реале уволиться актера вынудили. В частном разговоре Райкин, показывая глазами наверх, посетовал, что министерство опять прикапывается к театру, мол, в труппе слишком высок процент лиц еврейской национальности. Ну не брата ведь с женой выгонять? Придется уйти наиболее талантливому и беспокойному.
Такую версию событий, во всяком случае, озвучил в своих мемуарах концертный администратор Павел Леонидов.
Огорчался ли Деранков? Вряд ли, ведь ему выпал шанс переформатировать судьбу, выбравшись из тени великого Райкина. Но путь на ленинградские концертные площадки Деранкову почему-то был закрыт. Пару лет он работал в театре имени Комиссаржевской. Только в 1956, перебравшись в столицу, Деранков стал артистом разговорного жанра Москонцерта. В это время его рассматривали как одного из претендентов на роль старика Хоттабыча в одноименный фильм. Увы, окончательный выбор пал на Николая Волкова, а Деранков отметился в аудиоспектакле «Старик Хоттабыч», озвучив эпизодическую роль вратаря.
На эстраде у Деранкова дела тоже не задались, сказалось отсутствие дельного репертуара.
Оплакивая его судьбу, как артиста «съеденного» Райкиным, как правило, упускают из вида важное обстоятельство, — Деранков к Райкину вернулся.
Да, проработав без особого успеха на эстраде восемь лет, Деранков снова очутился в труппе Райкина. В 1974 получил небольшую роль в кинобенифисе шефа «Люди и манекены».
Судя по всему, Райкин позволял Деранкову выступать на стороне. Какое-то время он ездил в качестве конферансье с ансамблем «Пламя».
Когда умер неизвестно.
Светлая память!