Бельмондо в СССР
Любая картина с Бельмондо в Советском кинопрокате делала приличные сборы. Оно и понятно — на волне дефицита жанрового кино Жан-Поль становился гарантом прекрасно проведенного времени.
В «Бельмондомании» СССР можно выделить два периода, из которых значим, боюсь, только первый. Он начинается в 1976 и «схлопывается» в 1981 году.
Именно в 1976 кинопрокат впервые закупает фильмы с французской кинозвездой.
Одним из этих фильмов был «Великолепный» (1973).
Почему выбрали эту картину для актерского дебюта на Советских экранах не совсем ясно.
Во-первых, там пародийно обыгрывалась тема супермена аля-Джеймс Бонд, совершенно советским зрителем невоспринимаемая. Вернее, воспринимаемая на полном серьезе, без иронии, на уровне: «Надо же, как он ему врезал!». Был же ведь прецедент, когда кассу взорвал юмористический чехословацкий фильм «Лимонадный Джо», который граждане СССР не знакомые с самим понятием «вестерн» расценили как «боевик».
Во-вторых, супермен боролся с советскими агентами, потому при дубляже пришлось переименовывать главного злодея Карпофа в Карпштофа, суперагента Татьяну в Диану, страну Албанию в Алвазию.
Говорил за Бельмондо наш «Шурик» Демьяненко.
В прокате фильм посмотрело 24,6 миллионов зрителей.
Учитывая, что актера широкий зритель еще не знал и специально на него не шел, очень приличный результат.
Вторым фильмом Бельмондо был «Повторный брак (1971)». Симпатичная историческая мелодрама, часть действия которой происходила в революционной Франции, прошла малозаметно. Это единственная лента первой волны Бельмондо, не набравшая достаточное количество зрителей, чтобы стать лидером советского проката.
В следующем 1977 году вышел «Картуш».
Картина была снята за 15 лет до того, но срока давности не имела. «Картуш» вписывался в славную традицию французских лент «плаща и «шпаги» на советских экранах («Три мушкетера», «Горбун», «Железная маска», «Черный тюльпан», «Зорро»). На фильмы такого рода мальчишки ходили по нескольку раз. «Картуш» собрал 34,6 миллиона зрителей, став лидером проката.
В 1978 выходит «Частный детектив» (1976) крутой боевик о ловце опасных преступников. Бельмондо опять озвучивает «Шурик» Демьяненко, а фильм опять становится лидером проката. Свыше 33 000 000 зрителей! Лента чуть не дотянула до сборов «Картуша».
Рекорд «Картуша» был побит в 1980 фильмом «Чудовище» (1977), где Бельмондо сыграл сразу две роли: актера и каскадера, который дублирует его в опасных сценах.
В «Чудовище» Бельмондо впервые заговорил голосом Николая Караченцова. 41,3 миллиона зрителей! Самый большой результат Бельмондо в Советском прокате.
Кстати, именно в связи с «Чудовищем» я впервые про этого актера услышал. «Чудовище» пересказали ребята во дворе.
В 1981 мы увидели «Кто есть кто?» и «Игра в четыре руки».
В оригинале «Кто есть кто?» (1979) назывался «Полицейский или бандит?» Бельмондо играл комиссара полиции, стравляющего банды. Дублировал его Александр Белявский. 38,9 миллионов зрителей.
«Игра в четыре руки» (1980) в оригинале назывался «Воришка-неудачник».
Бельмондо играл авантюриста, окучивающего богатых вдовушек. Фильм порезали основательно, поскольку он был нашпигован постельными сценами. Голосом Бельмондо говорил Юрский. 31,3 миллиона зрителя.
На этом знакомство советского зрителя с Бельмондо заканчивается на долгих восемь лет. В 1989 пошла вторая волна. Выпустили «Одиночку» (1987) и стародавнего «Человека из Рио» (1963).
В 1990 настала очередь «Баловня судьбы» (1987) и «Профессионала» (1981).
В последний год Советского Союза вышел «Вне закона».
Лучше всех в прокате прошел «Одиночка» собрав 27,8 миллионов зрителей. Остальные ленты ажиотажа не вызвали. На фоне Слая и Арни Бельмондо казался анахронизмом. Удобным креслам кинотеатров предпочитали жесткие стулья видеосалонов. Да и домашние «видюшники» захватывали все больше квартир.
Время все расставило по местам, опять сделав старые фильмы «Бебе» вечно молодыми.