Мульты

Пленник Волка и Зайца

Вячеслав Котеночкин (1927-2000), создатель самого популярного мультсериала СССР «Ну, погоди!».

Волк и Заяц настолько оккупировали своего создателя, что другие его мультфильмы оказались в тени.
Возникает вопрос: был ли Котеночкин творчески счастлив, клепая серию за серией погоню Волка за Зайцем?
И если был, то почему рвался этот проект завершить?

На студию «Союзмультфильм» Котеночкин попал в 20 лет. До того как получить самостоятельную режиссерскую работу арбатрил художником-мультипликатором на таких всеми любимых мультах как «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Необыкновенный матч», «Ореховый прутик», «Кошкин дом», «Дикие лебеди», «Королева Зубная Щетка».
Уже тогда режиссеры заметили, что Котеночкину удаются «быстрые», «ритмические» эпизоды, а животные у него получаются «живее» людей. В этих способностях, как гусеница в коконе, уже был запланирован успех «Ну, погоди!»

«ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»

В первом заметном мультфильме режиссера Котеночкина «Следы на асфальте», поставленного им совместно с Владимиром Даниловым, действовали два пса. Песики искали потерявшегося мальчика, ориентируясь на следы.
Выстрелил же по настоящему Котеночкин в 1965, экранизировав с Александром Трусовым сказку Гаршина «Лягушка-путешественница».

А на сказке «Межа» (1967) произошла знаковая встреча Котеночкина с Папановым, который озвучил Змея Горыныча.

Сначала Волк и Заяц не были детищами Котеночкина. Сценарий, написанный Курляндским, Хайтом и Камовым на тему «Нельзя обижать маленьких», кочевал от режиссера к режиссеру. На перспективу серийных героев обратил внимание Геннадий Сокольский. Для первого выпуска журнала «Веселая карусель» он снял сюжет «Ну, погоди!». Образы Волка и Зайца Сокольского сильно отличались от тех, к которым мы привыкли. Волк еще туда-сюда, а Заяц получился откровенно неудачным.

Режиссера-дебютанта от проекта оттеснили, доверив постановку опытному Котеночкину.

Не знаю, на сколько выпусков подписывался Котеночкин изначально, но уж точно снимать «Ну, погоди!» двадцать лет он не планировал. Допускаю, что после первых успехов, режиссер пробовал переключиться на что-то другое.
Серьезная  возможность «соскочить» возникла после седьмого, «морского», выпуска, поскольку один из авторов сериала Феликс Камов увлекся диссидентскими делами и намылился в Израиль.

Проект находился на грани закрытия, и Котеночкин даже объявил о конце приключений Волка и Зайца. Неожиданно выяснилось, что «Ну, погоди!» любит Брежнев. Работа продолжилась. 

Еще раз Котеночкин попытался если не завершить сериал, то хотя бы заняться другими героями в 1979. Шла подготовка к московской Олимпиаде и «Союзмультфильм» озаботился пиаром олимпийского талисмана Миши. Котеночкин первым представил Мишу в мульте «Кто получит приз».

И хотя режиссер был вынужден снять «олимпийский» (13-ый по счету выпуск «Ну, погоди!») сериал заметно сбавил обороты. Если до 1980-го года новые приключения Волка и Зайца выходили ежегодно, иногда и по два выпуска в год, то следующий появился только в 1984.

Котеночкин попробовал вывести на экраны других серийных героев-животных, — бобра, белку, мышонка, барсука. Мульты с их участием «Он попался!» (1981) и «Попался, который  кусался!» (1983) были неплохи, если не сравнивать их с «Ну, погоди!». С «Ну, погоди!» они сравнения не выдерживали.

А вот мультфильм «Старая пластинка», выпущенный Котеночкиным как дань памяти Леониду Утесову в годовщину смерти последнего, определенно показывал, — Котеночкин мог существовать как творческая единица и без Волка с Зайцем.

Однако, в 1984 он вернулся к старым героям и возвращение это, как ни крути, было кризисным.
15-ый выпуск (Волк и Заяц в Доме Культуры) на мой детский взгляд смотрелся провалом, а 16-ый (Волк и Заяц в сказках) я видел весной 1986 года во Дворце Пионеров на Ленинских (тогда) горах. Не помню, что был за вечер, не один Котеночкин в нем участвовал, но гвоздем шел именно он. Режиссер рассказывал о своей работе, рисовал за минуту на подвернувшейся доске футболиста из «Необыкновенного матча», а в конце встречи анонсировал премьеру свежего мультфильма. Рев восторга поднялся неимоверный, — этого сюрприза никто не ждал.
А вот сам мультфильм, я это хорошо помню, прошел при полном молчании зала. Какой — то смешок раздался только в эпизоде, где превращенный в козленочка Волк носил все те же цветастые трусы.

Последний успех Котеночкин снискал в 1988 мультом «Котенок с улицы Лизюкова». Котенок стал «мемом» Воронежа, ему там даже открыт памятник.

В 1990-ые Котеночкин опять вернулся к надоевшим героям, но это уже была история на полном издыхании, увы.

Но даже на данном этапе «Ну, погоди!» лидирует в многочисленных опросах россиян по поводу любимых мультфильмов.
Что неудивительно!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»