Актер, оказавшийся в тени Сергея Бондарчука
18 сентября скончалась Клара Румянова (1929-2004), о которой мы, было дело, говорили (Трагедия легендарного голоса «Союзмультфильма»).
Воспользуемся поводом вспомнить одного из мужей «Королевы советских мультиков», актера Анатолия Чемодурова (1919-1986). Именно развод Клары с мужем сигнализировал, что не все у того в порядке, хотя со стороны казалось — дела обстоят средне.
Дела обстояли у Чемодурова средне, а это для человека творческого нередко означает – «плохо». Актер старался переломить судьбу, снимаясь в кино, играя в театре, пробуя силы в режиссуре. Однако, везде суждено ему было находиться в тени своего великого однокурсника Сергея Бондарчука.
Едва Чемодуров поступил во ВГИК, как началась война. Отвоевав, парень вернулся в институт с медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Учился на легендарном «молодогвардейском» курсе Сергея Герасимова.
Уже тогда в жизни Анатолия возникла проблема тени, правда, пока еще не такой мощной, как бондарчуковская.
Прежде фильма «Молодая гвардия» Герасимов поставил по книге Фадеева спектакль, где Олега Кошевого играли в очередь Анатолий Чемодуров и Владимир Иванов. В экранизацию Герасимов взял Иванова, сделав парня звездой на час и обладателем Сталинской премии.
Чемодуров в фильме «Молодая гвардия» был вынужден довольствоваться не бог весть какой ролью Сергея Левашова.
Знаковой во всех отношениях картиной стала для него экранизация романа Семена Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды». Роль кавалера досталась Сергею Бондарчуку, Анатолий играл лучшего друга героя.
Картину подняли на щит, облагодетельствовав Сталинскими премиями Бондарчука (не только за «Кавалера…», еще и за «Тараса Шевченко»), Чемодурова, Николая Гриценко, еще ряд актеров.
К Чемодурову пришла недолгая востребованность. Он занял нишу современного социального героя, особенно шла ему на экране военная форма. Анатолий снимался в фильмах «Возвращение Василия Бортникова», «Честь товарища», «Кортик», «Бессмертный гарнизон». Событиями эти картины либо не становились вообще, либо становились не благодаря участию в них актера.
Бондарчук не забывал друга, выбивая ему эпизоды в фильмах, где сам играл роли главные. Вместе товарищи снимались в «Тарасе Шевченко», «Об этом забывать нельзя», «Шли солдаты…».
Чемодуров настолько привык ходить за Бондарчуком хвостиком, что решил сменить вслед за ним и профессию. Когда Бондарчук запустился с экранизацией «Судьба человека», Чемодуров занял на площадке вакансию второго режиссера. Вторым режиссером работал он и на картинах Бондарчука «Война и мир», «Ватерлоо», «Степь».
Крепкий альянс чуть не разрушила семейственность, которую ребята развели на площадке. Приступая к съемкам «Войны и мира» Бондарчук пригласил на роль княжны Марьи жену приятеля Клару Румянову. В то время дела у актрисы обстояли не ахти. Тормозом своей карьеры Румянова считала грозного начальника «Мосфильма» Ивана Пырьева, у которого отказалась сниматься в драме «Испытание верности», назвав сценарий слабым. Но и с Бондарчуком у Румяновой не заладилось. Имея защищенный тыл в лице мужа, Клара пропускала репетиции, безбожно опаздывала, вступала в споры. Ее заменили на Антонину Шуранову.
Чемодуров, у которого с Бондарчуком были равные стартовые условия, стремился к самостоятельной постановке. Он ее получил. Социальная драма «Если ты мужчина» (1971) канула в лету сразу после премьеры, несмотря на участие таких актеров как Борис Токарев, Николай Мерзликин, Жанна Прохоренко, Инна Гулая. В ленте была слишком назойливая попытка наделить манекенные характеры молодых рабочих игривой живостью. В результате экранные рабочие то и дело хохотали, а зритель зевал.
Творческая неудовлетворенность привела к тому, что Чемодуров начал закладывать за воротник. Бондарчука он держался до последнего, а вот с Румяновой пришлось развестись. Клара не выдержала скандальных запоев.
В 1979 Чемодуров на пару с Владимиром Досталем поставил совсем уж несмотрибельный фильм про селекционера Луговенко «Здесь, на моей земле».
В следующем году Чемодуров ушел на пенсию. «Красные колокола» и «Борис Годунов» Бондарчук мастырил уже без своего верного помощника.
Жалел ли Чемодуров, что судьба сложилась его так? Что, имея прямое отношение к ряду заметных картин, нигде он сам особо не выделился?
Это осталось его личной, глубокой тайной.