КиноСоветское кино

ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ «МЕРЗАВЦЕВ» СОВЕТСКОГО КИНО

Александр Январев (1940-2005), типичная жертва амплуа. Будучи по типажу русским богатырем, а по характеру добрым парнем, Январев настолько убедительно сыграл в детективе «Два билета на дневной сеанс» подонка Сиротина, что стал одним из граждан хулиганов, алкоголиков и тунеядцев Советского кино.

Неясно откель взялась легенда о сиротстве Январева, в результате которого получил он свою фамилию. Якобы ее дали в детдоме, в честь месяца, когда мальчишку нашли. На самом деле Январев воспитывался во вполне благополучной семье, а фамилию получил от прадеда Януария. 

В силу закрытости Январева миф о его сиротстве оказался столь живуч, что родственникам пришлось раскрыть информацию о захоронении родителей. 

Решив стать актером, Александр закончил ВГИК. Надо сказать, что с педагогами ему не сильно повезло. По разным причинам в процессе обучения у курса Александра сменилось три руководителя. Доводил ребят до диплома Борис Бабочкин. 

Первую заметную роль Январев сыграл в 1965 году в фильме «Время, вперед!». Он предстал на экране стахановцем Костей Ищенко, озабоченным установкой рекорда по количеству замесов бетона за смену. Вполне себе социальный образ, доказывающий, что Январев мог бы претендовать на звание положительного героя. 

Но следующим фильмом стали «Два билета на дневной сеанс».

В амплуа злодея существовала своя прелесть — такие роли, как правило, более хорошо выписаны, драматичны, запоминаются зрителем. Но они редко бывают главными.

В 1970-ом Январев сыграл сразу в трех лучших своих картинах. Хамоватого водителя, отказывающегося везти в больницу пострадавшего и вступающего в драку с ветеранами («Белорусский вокзал»), адъютанта Хлудова («Бег») и Гонту («Обратной дороги нет»). Гонта из «Дороги…», над которым весь фильм довлеет подозрение в предательстве партизанского отряда, а он оказывается героем, стал любимой ролью актера. Он сравнивал Гонту с князем Мышкиным.

ГОНТА

Именно о роли Мышкина мечтал Январев, но если в кино дела шли более-менее, то в театре Киноактера карьера не сложилась решительно. Может быть потому, что актер бегал с одной съемочной площадки на другую: «Отроки во Вселенной», «Рожденная революцией», «Мимино», «Тегеран-43»…

«РОЖДЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ»

В 1984, получив звание «Заслуженного артиста РСФСР», Январев вообще из театра опрометчиво ушел. 

Опрометчиво, поскольку кино всего через пятилетку загнулось, а Январеву исполнилось только 50 лет, сил еще было полно. 

Сначала его приглашали сниматься, ведь началась эра бандитов и мерзавцев, в исполнении коих Январев преуспел. Актер отказывался, говоря, что «хулигана играть — это одно, а играть пошлое хулиганство — это совершенно уже другая формулировка!»

Как следствие, и приглашать перестали.

В театре Январев не играл. Семьи не нажил. Работу сменить не пытался. Просто жил-выживал на грошовую пенсию, глуша забвение алкоголем и шутя, что сбылась мечта сыграть на старости лет драматичную роль.

Роль эта тянулась долго, свыше десятилетия.

Ушел хороший актер из жизни в 2005 году.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»