Лев Фричинский. Быстро заштампованный актер на роли военных
Лев Фричинский (1926-1985), еще один актер, востребованный на мгновение.
Его пример показывает, насколько безжалостно меняются запросы киноиндустрии, свергая популярных актеров на десятые позиции, тогда как и в период востребованности идет просто эксплуатация образа, не принося творческой радости.
Сначала карьера Фричинского складывалась с внешней легкостью. Зритель просто не видел подводных камней, на которые постоянно натыкался парень, получая душевные пробоины.
Юность Льва прошла под знаком начавшейся войны. На фронт он в силу возраста не попал, зато попал в эвакуацию, вдоволь поработал, поступил в Вуз (от гуманитарных наук далекий).
В процессе учения Фричинский решил сменить судьбу и оказался во ВГИКе.
В 1951 Лев сыграл одну из главных ролей в драме «Спортивная честь». Вроде ничего особенного в картине не было, просто она пришлась на фон дефицита отечественных фильмов, была жанровой и повествовала о футбольных баталиях, которые в послевоенные годы захватили население СССР. Как следствие, «Спортивная честь» стала хитом проката.
А вот официальная пресса фильм не приняла. «Спортивную честь» долбали за надуманность конфликта, мол, у нас в советском спорте не бывает эгоистичных футболистов вроде Виталия Гринько (Гринько играл Геннадий Сергеев, а Фричинскому досталась роль хорошего самородка Коли Ветлугина).
В общем, дебют Фричинского у зрителей можно счесть удачным, а вот начальство морщилось.
Морщилось оно и дальше. Следующий фильм с Фричинским в главной роли лег на полку. Картина «Степные зори» снималась еще при Сталине, успела при нем же получить прокатное удостоверение, но на экран не вышла, как устаревшая в новых политических реалиях. В «Степных зорях», кстати, дебютировала Ия Арепина (ХАРАССМЕНТ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»), актриса судьбы не менее сложной, чем у Фричинского.
Лев все же дождался вала работ. В период 1953-1957 он был востребованным актером советского кино. Другое дело качество его популярности.
Фричинский попал под типаж, — молодой, фактурный, непосредственный современник в военной форме.
И посыпалось. «Честь товарища» о воспитанниках Суворовского училища, «Богатырь» идет в Марто» (Фричинский в роли помощника капитана), «Звезды на крыльях», «Тень у пирса» (еще одна роль матроса), «На острове Дальнем» (опять моряк).
Тщетно Фричинский пытался устоявшийся образ переломить, с каждой картиной актера все больше заштамповывали.
Пару лет Фричинский не снимался, вернувшись на экран в 1960-ом в роли Грибоедова (фильм «Северная радуга»). Увы…
За протекшие годы он потерял юношеский задор, и больше не мог претендовать на премьерные роли, а штамп никуда не делся.
И продолжилось. Капитан-артиллерист в «Живых и мертвых», майор в «Перекличке», нарком в «Шестое июля». Причем, это всё эпизоды. Главную роль Фричинский получил только в экранизации эпопеи Серафимовича «Железный поток» и то был комполка Артемов.
Постепенно и эпизодические роли иссякли. Кинематографисты о Фричинском просто забыли.
Как актер боролся с отсутствием достойной работы?
Играл в театре-студии киноактера, но, видимо, этого оказалось недостаточно. Фричинский начал выпивать.
В преддверии шестидесятилетия плохо себя почувствовал, лег в больницу. Не помогло. Прожил он после курса лечения и выписки всего несколько дней.
Светлая память!