ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ: НЕ РЕЖИССЕР…

Мало кто помнит, что начинал оскароносный режиссер Владимир Меньшов, как актер. Поговорим сегодня о его тернистом актерском пути в кино СССР, благо режиссерский путь Меньшова еще как известен.
Да, по первому образованию Меньшов актер, причем, поступил он в Школу-студию МХАТ по студенческим меркам поздно, в 22 года. Учился из рук вон, особых надежд не подавал. Педагоги тыкали Меньшову, что он последний на курсе и актера из него получится.
Первое время казалось, что в прогнозах своих они правы. Получив диплом, Меньшов не мог устроиться ни в один московский театр, — просто не брали. Работа нашлась только в Ставрополье, куда Меньшов уехал, оставив супругу-однокурсницу Веру Алентову в Москве.
Именно на фоне актерских неудач Меньшов решает сменить профессию и поступает во ВГИК на режиссера.
Во время учебы к нему приходит первый полнометражный успех.
Меньшов сыграл главную роль в фильме Алексея Сахарова «Человек на своем месте» (1972). Роль выпала социальная, — передовой председатель колхоза. Зритель подобное не очень любил, но начальство ценило, фильм даже какую-то дискуссию спровоцировал.

А Меньшов сыграл еще одну главную роль в картине Николая Кошелева «Соленый пес» (1973). Во времена моего детства его часто показывали по телеку. Не «Белый Бим, Черное ухо», конечно, но тоже оч. трогательный.

Заметная роль была и в фильме «Последняя встреча» (1974) Бориса Бунеева по гениальному, это признал и сам Меньшов, сценарию Одельши Агишева.
Дальше Меньшов скатился на роли третьестепенные, увлеченный постановками своих картин «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби».
В 1982 появился на экране вместе с женой. Телефильм Сергея Ашкенази «Время для размышлений» только этим и примечателен.

А мелодрама Валентина Морозова «Снегурочку вызывали?» (1985) с участием Ирины Алферовой мелькает по телеку в преддверии Нового года до сих пор.

Лучшие роли Меньшов сыграл во второй половине 1980-ых. Разве забудешь гостя из «Курьера» (1986) Шахназарова с его рассказом, как сын пьет из банки сгущенное молоко?
А «Где находится нофелет?» (1987) Бежанова, казавшийся образцом глупости, когда было не ясно на какие глупости действительно его сценарист Анатолий Эйрамджан способен.

Наконец, спортивный тренер, не щадящий юное дарование в «Куколке» (1988) Исаака Фридберга.

Ну и прокурора из «Города Зеро» (1989) Шахназарова упомянем до кучи.

Таковы, на мой взгляд, лучшие актерские работы Меньшова периода СССР.