Неудачи Юрия Айзеншписа. Почему он расставался со своими артистами
Юрий Шмильевич Айзеншпис (1945-2005), один из немногих реальных продюсеров этой страны.
В шоу-бизнес Айзеншпис попал в юности, но многое из того, что он тогда делал было на грани законности (Первая русскоязычная рок — группа СССР. При чем здесь Юрий Айзеншпис?). В результате парень пошел в тюремный университет и полноценно вернуться к работе смог только к 45 годам.
Первым проектом Айзеншписа стал Виктор Цой, сотрудничество с которым прервала трагическая авария («СМЕРТЬ ЦОЯ ЗАКАЗАЛ АЙЗЕНШПИС». А НА САМОМ ДЕЛЕ?)
А вот дальше профессиональная жизнь Айзеншписа складывалась с громадными перепадами.
Артисты уходили от него со скандалами, он сам их бросал, порой не хватало на дальнейшую раскрутку денег.
Поговорим сегодня о «сорванных» проектах продюсера, считающегося суперуспешным.
ГРУППА «ТЕХНОЛОГИЯ» (1991-1992)
Сотрудничество: Участники группы сходятся, что Айзеншпис взял их, как и Цоя, «готовенькими». Ничего делать было не надо — «Технология» уже с успехом исполняла «Странные танцы» и «Нажми на кнопку», которые и стали визитной карточкой ребят.
Айзеншпис просто снял им клип на «Странные танцы» и зарядил эфиры. Кроме того, уговорил участников внешне косить под «Депеш Мод». Ну, еще привез из-за границы световую аппаратуру.
Но снять клипы и зарядить эфиры, стоило денег, чего участники «Технологии», похоже, не понимали. Редактора на телевидении требовали бабок за каждый чих, заставляя Айзеншписа ностальгировать по дням, когда появление Цоя в программе «Взгляд» не стоило ничего.
Причины разрыва: Сгубило «Технологию» многолюдство. Доходы делились из расчета 60% Айзеншпису, 40% — группе. В принципе по-божески, но эти 40% приходилось дербанить на четверых и сумма получалась не впечатляющая. Почему «Технология» обвиняла в этом Айзеншписа не совсем понятно. Будем считать, — нелады с арифметикой.
Желая отжать у Айзеншписа не только свободу, но и деньги «Технология» обратилась за помощью к криминалу.
Не вышло. Криминалитет взял сторону Айзеншписа.
Что дальше: После разрыва с Айзеншписом распалась и группа. «Технология» пару раз реанимировалась и вроде сейчас ребята выступают, используя ностальгическую волну и те две песни, что сделали их популярными.
«ЯНГ ГАНЗ» (1992)
Сотрудничество: Не понимая, что наступает время попсы, Айзеншпис взял под свое крыло еще одну рок-группу, но быстро одумался. Крутые финансы в этот проект он вложить не успел, о чем неоднократно благодарил Господа.
Причины разрыва: Инициатором расставания выступил Айзеншпис, слишком уж диковатые музыканты ему достались. Ребята все время делили лидерство в коллективе, затевая драки прямо на концертах, портя аппаратуру, конфликтуя с милицией. И это еще не было славы, а уж ее дуновение снесло бы крышу без возврата. Поняв это, Айзеншпис разорвал контракт.
Что дальше: Ничего. «Янг Ганз» поглотила лета.
ЛИНДА (1992-1993)
Сотрудничество: В Линде Айзеншписа заинтересовал папа, — банкир Александр Гейман, вернее, его деньги. Первым делом, Айзеншпис разрушил дуэт Линды с подружкой, убедив, что проталкивать сольный проект легче. Потом он столкнулся с застенчивостью будущей звезды. Айзеншпис выдал ей характеристику:
«Линда носила длинные волосы и не могла связно говорить: обычная провинциальная еврейская девочка, чей папа сильно поднялся. Вовсе никакой не талант, просто девчонка хотела петь. А в училище, естественно, почувствовав вкус наживы, стали ее записывать в суперталанты. Просто разводили родителя с явно корыстными целями, чтобы он нанял дорогих учителей».
Причины разрыва: Естественно, критика продюсера напрягала банкира, а Айзеншпис не знал, как слепить из артистки что-то приемлемое. И тут на горизонте появился Макс Фадеев.
Что дальше: Фадеев сделал Линду популярной, выпустив альбомы «Песни тибетских лам» и «Ворона». На миг, не такой уж короткий, Линда стала модной.
Успех первых альбомов повторить не удалось, хотя в 2004 у Линды был еще один мощный промоушен с продюсером Пригожиным во главе.
ВЛАД СТАШЕВСКИЙ (1993-1999)
Сотрудничество: Первый проект Айзеншписа, слепленный им от начала до конца и поимевший большой успех. Взяв красивого, хорошо воспитанного парня Айзеншпис заказал под него музыку и текст. Влад очень мощно выстрелил, в определенный момент все эфиры были его.
Проект продержался долго, поскольку Сташевский понимал, чем обязан продюсеру и не имел грандиозных творческих притязаний. Все шло замечательно, пока Влад не женился на дочери хозяина «Лужников» Ольге Алешиной.
Причины разрыва: Алешина начала дуть Сташевскому в ухо, что работать лучше без Айзеншписа, продюсером будет она и все деньги пойдут в семью.
Айзеншпис пытался держаться бодрячком:
«Мой «развод» с Владом – первый крупный в нашем шоу-бизнесе, который прошел тактично и мирно»
Что дальше: С Айзеншписом Влад расставался, будучи на волне, но очень скоро, почти тут же, скатился в разряд артистов третьего эшелона. Брак с Алешиной развалился.
Хорошо, что Владу удалось вернуться к нормальной жизни без каких-либо задвигов «а-ля Женя Осин».
САША (1999-2000)
Сотрудничество: Из действительно яркой певицы Айзеншпис пытался слепить русскую Мадонну (имеется в виду звезда земная, а не небесная). Положение облегчалось тем, что Саша пришла не одна, а с бюджетом. Весьма скоро песни типа «Это просто дождь» заполонили эфир.
Причины разрыва: Меценат, который давал под Сашу деньги, уложил ее в постель, а потом начал ревновать, будучи при этом женатым. Постоянно возникали траблы.
Айзеншпис вспоминал:
«На почве скандалов происходила постоянная катавасия с эфирами. Уже все проплачено, вдруг в последний момент звонок: «Все отменяй!». Отменяю с потерями, хорошо хоть часть денег спас. И вдруг снова звонок: «Возвращай все назад!». И попробуй объясни ему, что так не делается!»
Инвестор Айзеншписа уволил, да и Саше путь на сцену попытался преградить.
Что дальше: Как у всех вышеперечисленных (кроме Линды), самый яркий период певицы пришелся на момент сотрудничества с Айзеншписом. Жалко, что Саша спела меньше, чем могла, у нее был реальный потенциал.
НИКИТА (1999-2000)
Сотрудничество: Подобно «Технологии» Никита пришел к Айзеншпису с готовым материалом и поначалу не поразил. Но приглядевшись внимательнее, продюсер решил в паренька вложиться. Песни «Улетели навсегда», «С неба ты сошла», скандальный клип «Отель» при самом строгом счете войдут в историю российской музыкальной индустрии.
К сожалению, Никита мыслил себя самостоятельной творческой единицей и так оно, наверное, и было, но при этом вклад Юрия Шмильевича им явно недооценивался.
Причины разрыва: Их озвучил Айзеншпис.
«В наших отношениях постоянно присутствовало противостояние. Казалось бы, ну что ерепениться, тебе же повезло, работаешь с крупным продюсером, хорошие деньги получаешь, отличная перспектива. Но нет, по всем вопросам своя точка зрения, фантастическая самоуверенность и безапелляционность и, как следствие, постоянные конфликты».
Через два с копейками года Айзеншпис и Никита расстались.
Что дальше: Вкусив свободы, Никита запросился обратно под продюсерское крыло, признавшись:
«Когда я начал работать один, в первые дни мне хотелось просто повеситься. Когда я сотрудничал с Айзеншписом, я не думал ни о чем, кроме выступлений. А теперь мне приходится одному решать все вопросы – от организации гастролей до выбора концертных костюмов…»
Айзеншпис больше связываться с Никитой не захотел. В результате перспективный певец скатился до артиста уровня клубов спальных районов Москвы.
Последние проекты Айзеншписа группа «Динамит» и Дима Билан, были успешными.
Хотя к моменту ухода из жизни Юрия Шмильевича «Динамит» переживал кризис, поскольку умер, выгнанный из группы Леонид Нерушенко. Что касаемо Билана, то он упал в судебный процесс с вдовой Айзеншписа, едва труп продюсера успел остыть.
Таковы итоги профессиональной деятельности нетривиального, жесткого и очень талантливого человека.