АКТРИСА, ОТКАЗЫВАЮЩАЯСЯ ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ РОЛЕЙ, НО ИМИ ЗАПОМНИВШАЯСЯ
Валентина Телегина (1915-1979), актриса, которая никогда бы не смогла пробиться в звездный эшелон, но в своем времени была очень убедительна.
Она четко понимала свои возможности. Бог дал ей счастливую внешность женщины из народа, что вовсе не подразумевает румянец во всю щеку, рослость и белоснежную крепость зубов. В моем детстве тетки и бабки, похожие на Телегину, встречались повсеместно, и не могу сказать, чтобы я ими восхищался.
Телегина говорила:
«Я всегда играю одну—единственную и любимую роль — простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».
Телегина была лишена, по крайней мере, внешне, метаний, поисков амплуа, движения путем проб и ошибок. Она нашла себя сразу, в самой первой молодости перейдя на возрастные роли.
Вот кадр из фильма «Член правительства», 24 года здесь Валентине, но только внутренний молодой свет говорит об этом. Скоро и его Телегина потеряет, и будет усмехаться: «Все тетки – мои». В чем — в чем, а в ролях она недостатка не знала.
Первым режиссером, выведшим Телегину на экран, стал Сергей Герасимов. У него она сыграла в фильмах «Люблю ли тебя?», «Комсомольск» и «Учитель».
Развернулась Телегина после окончания войны, когда вошла в штат киностудии им. Горького и Театра-студии киноактера. «Весна», «Кубанские казаки», «Матрос Чижик», «Судьба барабанщика». Три-четыре фильма в год.
Запоминалась она даже в ролях малепусеньких, благодаря способности к импровизации, умению найти в характере зерно, придав ему достоверность.
В 1957 году сыграла одну из главных ролей, матери троих детей, в фильме «Дом, в котором я живу», а в 1959 блеснула в «Балладе о солдате».
Телегина была настолько на экране достоверна, что отказывалась играть отрицательные роли, не желая, чтобы зритель идентифицировал ее со злобой и наушничеством. Боялась не зря, ибо роль самогонщицы Алевтины («Дело было в Пенькове») получилась настолько яркой и убедительной, что я, например, проникся к Телегиной неприязнью. Ребенку, ежедневно видящего на лавках у подъезда баб такого рода, перемывающим кости жильцам, простительно. А Телегина еще усугубила впечатление, появившись в «Сказке о потерянном времени» злой волшебницей. А уж какой тертой зэчкой была она в «Воскресенье». Плюсуйте сюда самогонщицу из «Павла Корчагина» и спекулянтку из «Вызываем огонь на себя». Не любил я Телегину и только став взрослее, научившись отделять образ от актера, понял какое мастерство за ней стояло.
Карьеру ее чуть не подпортил младший брат. Мальчишкой его угнали в Германию, откуда вернули на Родину только в 1957, выслав из ФРГ. Брат вовсю костерил Советскую власть, и его беспонтовые разговоры доводили актрису до белого каления.
А вообще за работой Валентина упустила личную жизнь. Родила поздно, с отцом ребенка никогда не жила. Отношения с дочерью складывались трудно, девушка связалась с плохой компанией, но взялась за ум, когда мать слегла.
В 1960-ые Телегина продолжала хитово сниматься: «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника», «Вызываем огонь на себя». В 1970-ые удачных фильмов было меньше. Последняя картина Телегиной пионерский блокбастер тех лет «Завтрак на траве».