«Слушай внимательно. Я у тебя сниматься не буду». Почему Олег Стриженов рассорился с Бондарчуком
10 августа отмечает день рождения Олег Стриженов, актер с таким непростым, ершистым характером, что удивительно как вообще состоялась его карьера.
Особенно сильно Олег Стриженов разошелся с Сергеем Бондарчуком.
Вот об этом и поговорим.
Начинал Стриженов как романтичный герой давно минувших дней и за десять лет (1955-1965) почти не случалось в его фильмографии ролей современников. Зато были экзотичные иностранцы в антураже века 19-го («Овод» и «Мексиканец»); белогвардейские офицеры («Сорок первый» и «Оптимистическая трагедия»); реальные исторические личности — путешественник Афанасий Никитин («Хождение за три моря»), Павел Бестужев («Северная повесть»), авиатор Сергей Уточкин («В мертвой петле»), Петр Чайковский («Третья молодость»); а, главное!, герои русской классики (Петруша Гринев — «Капитанская дочка», Мечтатель — «Белые ночи», Герман — «Пиковая дама», Лаевский — «Дуэль», Тузенбах — «Три сестры»).
Именно русский классический репертуар, особенно Чехов, заставил присмотреться к Олегу корифеев МХАТа. Театр нуждался в новых лицах, причем, лицах раскрученных кинематографом, на которые бы пошел зритель. В 1962 МХАТ покинул Леонид Харитонов и тогда же начались переговоры со Стриженовым (Роковой театр для Леонида Харитонова).
Именно желанием влиться в труппу МХАТа объяснял актер свой отказ от роли Андрея Болконского в экранизации «Войны и мира», предпринятой Сергеем Бондарчуком («Зачем вы сюда приехали»? Как итальянцы сработались с Бондарчуком и не смогли повторить с Рязановым). Эпопея подразумевала четыре фильма, а это годы напряженного присутствия на площадке. Разве будут в театре мириться с таким положением?
Впрочем, не все в этой истории так уж просто, поскольку сам Стриженов менял показания, выдвигая другие причины отказа.
Раз: «Я знал, что будет очередной бутафорский фильм. И не только я отказался участвовать. Отказался от роли графа Ростова и Борис Бабочкин. Вместо него сыграл Виктор Станицын».
Два: «В «Войне и мире» я сам отказался сниматься, так как считал невозможным работать в фильме, где режиссер сам играет, да еще и жену свою, которая совершенно не подходит к роли, снимает».
Три: наиболее приближенную к реальности версию Стриженов расписал подробно, с психологическими мотивировками. Вышло, как ни крути, что рулила амбициозным актером обида и он отказом мстил.
«Узнав, что Бондарчук проводит пробы актеров на роль князя, я посчитал себя униженным. Почему он не позвал меня первым? У нас же с ним были отличные приятельские отношения. И я не понимал, как он мог не сказать мне: «Болконский — ты, это как дважды два — четыре. Но для проформы я проведу пробы». Ну ладно, пусть не так, пусть решил искать актера. Так мог хотя бы сказать мне об этом. Нет, молчит. И в течение целого года выбирает исполнителя. Кто только не пробовался, а меня словно нет на свете. Соседи с недоумением спрашивают: «А что, вас не пригласили?» Как вы думаете, приятно это слышать? И я разозлился всерьез… Наконец звонит Бондарчук: «Зайди, ты очень нужен». — «У тебя нет Болконского?» — «Верно». — «Ладно, — говорю, — зайду». Я не сомневался в том, что меня утвердят. Но принял решение: пошлю Сергея, причем сделаю это красиво! В студии сказал: «Выбери для меня любые сцены, но одно условие: чтобы со мной обязательно одну из сцен играл ты лично». Мы сделали пробу. Вечером я уехал на съемки в Киев, там получил телеграмму: «Вы утверждены на роль Андрея Болконского…»
Вскоре в газете появляется публикация о начале съемок «Войны и мира», где указано: в роли князя Андрея — Олег Стриженов. Вернувшись в Москву, набираю номер Бондарчука и говорю: «Сергей, это Олег. Слушай внимательно. Я у тебя сниматься не буду». В ответ: «Ты что, пьян?» — «Нет, трезвый. Сейчас приду к тебе (я тогда жил рядом с «Мосфильмом»). Собери всю группу во главе с директором». И повесил трубку… Прихожу — собрались все. И я сказал: «Повторяю при всех: никогда я у тебя — ни в этой картине, ни в любой другой — сниматься не буду». И ушел».
У стороны противоположной свое видение ситуации. Так дочь своего отца Наталья Бондарчук утверждает, — Стриженов на самом деле замахивался на роль Пьера Безухова и потому Болконского играть не желал.
Уламывали на съемки строптивого актера долго, с помощью разных инстанций. Последний раунд Стриженов выдержал в кабинете министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Идя на назначенное рандеву, актер не предполагал, что по его поводу собрался весь ареопаг, в том числе заместители министра и сам Бондарчук.
На вопрос о причинах отказа Стриженов ответил: «Я просто раздумал. Мне не хочется». И напомнил, что в последнее время его то и дело чехвостят в прессе за отсутствие в творчестве образа советского положительного героя. Зачем же, опять рядиться в костюм девятнадцатого века?
Через десять с лишним лет Олег Стриженов столкнется на площадке с дочерью Сергея Бондарчука, Натальей («Я столкнулся с нечеловеческой ненавистью С. Ф.» Почему Тарковский ненавидел Бондарчука?). В фильме «Звезда пленительного счастья» он играл князя-декабриста Сергея Волконского, а Наталья его жену. По свидетельству актрисы, Стриженова отстранили от съемок в самом начале, поскольку…
«Олег выпил коньяка и пришел на площадку не совсем трезвый. Владимир Яковлевич (Мотыль, — прим. авт.) был очень серьезным человеком и снимал свой фильм, что называется, на века. И вместо Стриженова пригласил Михаила Козакова. Тем более что у Козакова, судя по сохранившимся портретам Волконского, обнаружилось с ним внешнее сходство — роскошные глаза. Когда с Козаковым были отсняты почти все сцены, Мотыль вдруг получил приказ сверху — о немедленном его снятии и возвращении Стриженова. Владимир Яковлевич точно не горел желанием работать с Олегом, но не подчиниться не мог. Мы все знали, но, разумеется, молчали, что Стриженов написал письмо на самый верх о том, что в роли декабриста теперь снимается еврей, а не он».
Было ли письмо и с такими ли аргументами, Бог весть. Заметим, что и сам Козаков считал будто его отстранили от роли Волконского из-за пятого пункта, нигде в плохом контексте Стриженова не упоминая. Нет фамилии Стриженова и в резюме Госкино, предписывающим заменить Козакова другим артистом. Мотыль вполне мог сам позвать Стриженова, ибо тот роль знал и за ум взялся.
Снималась Бондарчук со Стриженовым и в проекте Сергея Герасимова «Юность Петра». Она играла царевну Софью, Стриженов ее фаворита Василия Голицына. И там, по словам Натальи, начались проблемы.
«Целую неделю его не было на площадке. Герасимов впервые в жизни не знал, что делать. Артиста искали везде и не могли найти. А потом он явился с таким красным лицом, что мне стало страшно. Да, замечательный профессионал, но вот такая была беда».
Какая бы беда ни была, и как бы не мешала, а Стриженов до сих пор жив и счастлив, что с с неумеренным потреблением, согласитесь, несовместимо.
И фильмы его идут по телеку что ни день.
Остается пожелать здоровья и еще долгих лет.