Производственная драма актера Виктора Степанова
26 декабря скончался Виктор Степанов (1947-2005), актер, ставший в кино символом настоящего русского мужика.
В отличие от большинства лицедеев, Степанов не сильно отличался от своих полных внутреннего достоинства героев. Он не изменял принципам, не распускал язык, не нуждался в допингах алкоголя.
Страстью Степанова была работа.
Она-то его и погубила.
Можно понять безудержное стремление актера отдаваться съемкам полностью. Слава пришла к Степанову в зрелом возрасте под сорок, и это имело как положительные стороны (уберегая от звездной болезни), так и отрицательные (заставляя работать с удвоенной энергией, нагоняя время).
Уже в юности Степанов рассуждал об актерской профессии здраво и верно.
«Я никогда в жизни не мечтал ни о театре, ни о кино. Мне казалось это несерьезным, баловством. Человек должен делать что-то реальное: пахать, косить, стоять у мартена, водить машины, самолеты».
Это все очень контрастирует с вдумчивыми россказнями большинства выкаблучников, как они рубились через тернии к звездам.
Степанова же вёл талант. Он, имея хороший вокал, поступил в Ростовское музыкальное училище, откуда через год перевелся в Тамбовский филиал института культуры. Получил диплом режиссера народного театра.
И начал не ставить спектакли, а играть в них.
Путь к звездному статусу через провинциальные театры Тамбова, Сахалина и Новгорода занял у актера почти пятнадцать лет.
Прорывом стало биографическое полотно «Михайло Ломоносов» (1986). Девятисерийный фильм Александра Прошкина был интересен даже школьникам, настолько хорошо показан там трудный путь архангельского подростка к знаниям. У Прошкина получился роман воспитания, и основное внимание он уделил юному Ломоносову, которого на протяжении первых шести серий играл Игорь Волков. Степанову достался Ломоносов последних трех серий, — зрелый, лысый, усталый, и я четко помню разочарование, слишком резок получился контраст с внутренне дерзким героем Волкова.
«Михайло Ломоносов» я смотрел несколько раз, прерывая просмотр на месте, где появляется степановский герой, но это скорее психологическая установка. Для меня в силу возраста и характера оказался важным герой-аутсайдер, делающий насмехающихся над ним академиков.
Почему карьера Волкова после роли Ломоносова застопорилась, хотя у Степанова она вспыхнула? Красивый, с правильными чертами, харизматичный Волков оказался в полосе жесткой конкуренции. На его роли могли претендовать ровесники Харатьян, Шевельков, Колтаков, Олег Меньшиков, Андреи Харитонов и Соколов. А вот Степанов был почти один такой, — свежее лицо 40+; ярко выраженный типаж русского мужика; не красавчика, но с характером (актеры подобного склада Гармаш и Булдаков выстрелили позже).
Сразу после Ломоносова Степанов получил роль Ермака в блокбастере Краснопольского и Ускова. В 1986 никто не предполагал, что «Ермак» попадет в производственный ад и будет сниматься 10 лет.
Но и без «Ермака» работы Степанову хватало. Чего стоил хотя бы участковый из «Холодного лета пятьдесят третьего» (снова Прошкин).
Едва началась слава, рухнул брак Степанова. Увлекшаяся религией жена собралась в монастырь. Степанов не счел возможным ее удерживать.
На съемках картины студии Довженко «Война на Западном направлении» актер познакомился с костюмершей Натальей, создал с ней новую семью и переехал жить в Киев.
Вот где уникальность творческого пути актера, — когда кинематограф испытывал кризис, Степанов оказался востребованным настолько, что не побоялся покинуть столицу. И в Киеве его работа находила. Степанов постоянно находился в разъездах.
Он сыграл Малюту Скуратова в «Грозе над Русью», главную роль в комедии «Последнее дело Вареного».
Но первым пунктом в повестке был продолжавшийся сниматься «Ермак».
На съемках одного эпизода Степанов в кольчуге упал с коня, травмировал позвоночник и сломал ногу. Передвигаться получалось с трудом, а что делать? Конечно, после случившегося, дуя на воду, физические трюки возложили на дублеров. Но финальную сцену гибели Ермака Степанов решил провести сам. И снялся, сломав в ноге металлический штырь.
После «Ермака» слава Степанова получила дополнительный импульс, сделав его одним из самых востребованных актеров российского кино. В 1997 он сыграл полковника Суворова в «Чистилище», Петра Первого в «Царевиче Алексее», мелькнул в недооцененной «Окраине» Петра Луцика.
Травмы, полученные на «Ермаке», продолжали сказываться. Они спровоцировали онкологию. Лечение лишь замедляло на время процесс разрушения.
Степанов продержался десять лет, борясь с нешуточными болями и снимаясь, снимаясь, снимаясь.
Наконец, московские светила признали, что не могут поставить актеру диагноз. Предложенный курс противоопухолевого лечения тоже не принес результата.
Степанов скончался в возрасте 58 лет, вызвав у любивших его зрителей чувство потери.