«Все должно быть шарман!» Хроника гибели актрисы из «Большой перемены»
7 ноября родилась актриса Анастасия Георгиевская (1914-1990), знакомая широкому зрителю по фильму «Большая перемена».
В наше время уход ее из жизни породил бы массу сплетен в виде версий, оседающих на телеканалах типа «НТВ» и шоу типа Малахова. Но Георгиевская ушла в момент жесточайшего слома страны, когда никому, ни до кого не было дела.
Так уж получилось, — оставшись сиротой в три годика, свою семью Георгиевская завести то ли не решилась, то ли не успела из-за верного служения театру.
Во МХАТ, парадную вывеску Советского театрального искусства, Анастасия попала по окончании ГИТИСа и уже в 1940 году, сыграла в обновленной версии «Трех сестер» Наташу.
В кино пришла в начале 1950-ых. Первая заметная роль, — Анна Андреевна в экранизации «Ревизора». Также можно вспомнить Георгиевскую в ленте «А если это любовь?», но главным в ее карьере стала, конечно, «Большая перемена».
Во МХАТЕ актриса прослужила 50 с лишком лет, находясь под прессингом Аллы Тарасовой и Ангелины Степановой. Обе Георгиевскую любили, признавая, что она немного не соответствует высокому званию мхатовской актрисы. Георгиевская допускала соленое словцо, хулиганство, выглядела чересчур земной, обычной. Коньком ее были роли гротескные, скажем Мачеха в «12 месяцах» или Мерчуткина в «Чеховских страницах». По любому, занимали Георгиевскую в репертуаре всяко меньше, нежели она того заслуживала. Пришедший во МХАТ Олег Ефремов только в 1984 удосужился поставить специально под старейшую актрису «Господ Головлевых».
Когда Ефремов и Доронина начали дербанить цельный механизм МХАТа, Ефремов думал, что Георгиевская пойдет за ним, а та взяла сторону Дорониной. Ей еще выпала заметная роль в спектакле «Прощание с Матерой», но в возрасте 70+ больно не разыграешься.
Кроме театра у Анастасии не было ничего.
Как результат, оставшееся пустым место заняла выпивка. По словам соседей, Георгиевская могла запросто упасть возле подъезда или пустить на пропой людей с улицы. Хорошо такие вещи не кончаются.
Хроника смерти такова.
28 августа 1990 года коллеги привезли Георгиевскую с дачи, где она отдыхала лето, в Москву. 5 сентября МХАТ открывал новый сезон.
Это было для Георгиевской большим праздником, вот только она почему-то не открыла дверь посланному шоферу. Встревоженный замдиректора театра В. Мельников позвонил соседям, те заверили, что слышат звуки, — актриса ходит по квартире, принимает ванну.
7 сентября Мельников попытался Георгиевскую навестить. И снова никто не открыл. Визитер слышал, по ту сторону двери оживляж. Мельников крикнул: «Мы волнуемся, как вы себя чувствуете, пожалуйста, позвоните в театр или ко мне домой».
Он вспоминал:
«9-го я снова звонил соседям. Говорят – ходит, слышим. Поехал на квартиру к Георгиевской. Проверил свою записку, оставленную 7-го: вижу, лежит по-другому – значит, кто-то читал. Она, думаю. Опять стучу, звоню. С моей точки зрения, кто-то подходил к двери и 7-го. Было так: вначале подбегает собака – тявкает. Не могу сказать, что собака скулила, выла – просто тявкала. И – шаги… Если бы собака вела себя странно, я бы обратил внимание. Потом вышли соседи. Мы еще постояли, постучали – не открывает. Тут у меня начали зарождаться подозрения. Я решил поехать к Георгиевской на дачу – может, она там, а здесь оставила подругу? Приехал в Серебряный бор, но дача оказалась пустой. Сильно обеспокоенный, я вернулся в театр. И решил – надо действовать. Вскрывать? Я не решался. Дело в том, что соседи утверждали, что однажды ее квартиру уже вскрывали. Открыли – а она там, сидит… Ругалась страшно».
10 сентября Мельников позвал на помощь милицию. Но стражи порядка отказались взламывать дверь, для этого не было оснований. Пришлось абсурдно нанимать людей, которые проникли в квартиру через балкон.
Анастасию Георгиевскую нашли мертвой, с синим лицом, на котором едва просматривались глаза, с повреждениями на теле. По квартире были разбросаны деньги.
Странности этого дня не кончились.
Вот что вспоминал коллега Георгиевской по мхатовской сцене Валентин Клементьев:
«Была полночь, мы ждали, когда приедут эксперты. Милиция находилась внизу, дежурный стоял на лестнице, а я ходил вокруг дома. И вдруг заметил, что в окне Анастасии Павловны горит свет. Вернулся через пятнадцать минут, гляжу – свет уже сильный, колебанием электричества это быть не могло. Показал заместителю директора. А через десять минут свет снова стал слабый. Мне даже показалось, что я видел тени, но это, видимо, была иллюзия. Позвали милицию и рванулись туда. Почему-то в прихожей был свет, хотя все стали утверждать, что свет был выключен. На плите горел газ, и на нем стояла кастрюля со свеклой. Милиция, которая была в квартире до этого, сказала, что все было выключено, когда квартиру запирали. Как это объяснить?»
Смертью Георгиевской озаботилась газета «Известия». Странности гибели ничуть журналистов не волновали, — они обвинили в происшедшем коллектив Дорониной, который до того забыл старейшую актрису, что ее труп объела собака. Возмущенный театр направил в газету опровержение, а в МВД запрос о расследовании обстоятельств смерти народной артистки.
Но дополнительное расследование никакого криминала не выявило. Дело спустили на тормозах.
Похоронили Народную артистку СССР на Кунцевском кладбище.