Битва титановСССРЭстрада

«Нам друг на друга начхать». Правда ли, что София Ротару развалила карьеру Надежды Чепраги?

1 сентября 1956 года родилась Надежда Чепрага (1956), певица, чей пик популярности пришелся на конец 1970-ых.

В отличие от массы соловушек, которые и сами были убеждены, что их убрала с эстрады Пугачева (ИХ ВЫГНАЛА С ЭСТРАДЫ ПУГАЧЕВА?), и других в этом убедили, исчезновение с эстрады Чепраги связывалось с другой фамилией.

А именно с Софией Ротару.

Насколько правомерно?

Чепрага начинала быстро и удачливо. Уже в 11 лет она солировала в самодеятельном коллективе. В 13 дебютировала на местном, молдавском телевидении. В 16 попала на телевидение центральное, в передачу «Будильник», которую смотрело воскресным утром подавляющее большинство школьников Союза.

В «Будильнике» Чепрага выступила с песней «Веселая свадьба». Слова она сочинила сама, а музыкой озаботился главный композитор Молдавии Евгений Дога. Именно с его раскрутки карьера Чепраги приобрела размах. Скоро «Веселая свадьба» появилась на первомайском «Голубом огоньке», а Чепрага была делегирована в Париж на фестиваль народной песни, вернувшись оттуда с золотой медалью. В 17 лет она представляла страну на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. У выпускницы средней школы вышла первая пластинка.

В этот момент успехов Чепрага получила предупреждение от своего педагога по вокалу Тамары Чебан. Та, глядя как у девушки происходит головокружение от успехов, сказала: «Надя, смотри, сколько у меня наград и медалей, но все это миг, которого больше нет. И по большому счету никому мои достижения не нужны».

По существу, в этой фразе, как в коконе, заключалось провидение судьбы Чепраги, ведь, добившись успеха, ей пришлось пережить утрату всех преференций.

Чепрага и Владислав Коннов поют на "Песне года" "Мне приснился шум дождя"
Чепрага и Владислав Коннов поют на «Песне года» «Мне приснился шум дождя»

Слава на весь Союз пришла к Чепраге в 21 год, когда она исполнила на «Песне года» в дуэте с Владиславом Конновым хит «Мне приснился шум дождя». Пожалуй, это самая известная ее песня.

Чепрагу раскручивали как национальный кадр, что имело свои преимущества. Как говаривал еще один национальный кадр Яак Йоала, объясняя свое безмятежное пребывание на советской эстраде: «…наверное, были какие-то интриги, но я не знал об этом ничего, так как был человеком со стороны. В то время я был «национальным кадром» из Эстонии. Из каждой республики должен был быть свой представитель, свой болван. …

В Москве были, конечно, свои игры, но мне не нужно было воевать за место в концерте или в «Голубом огоньке». Меня никто не мог заставить петь то, чего я не хотел. Везде я сам предлагал свои песни – нравится, берите, не нравится – не надо».

Другое дело, что появилась Чепрага на конкурентном поле, поскольку в ее сегменте молдавской лирической певицы королевствовал другой национальный кадр — София Ротару, этническая молдаванка, также проходящая по ведомству девушки из Киева. На ее фоне Чепрага сильно проигрывала, воспринимаясь не самостоятельной творческой единицей, а клоном Софии Михайловны. Из-за внешней схожести незамысловатый зритель их даже путал, но не думаю, что Ротару принимали за Чепрагу, скорее всего наоборот, Чепрагу порой назначали Ротару.

Чепрага никогда не жаловалась впрямую, говоря:

«Мы с Соней — совсем непохожие, с разным диапазоном, репертуаром. Нас связывают только общие молдавские корни и грудные нотки нашей родины в вокале. …Я точно не волновала Ротару, а она меня. Нам друг на друга начхать».

Сказано это уже в новейшее время, однако, в начале 1980-ых между исполнительницами то и дело вспыхивали искорки, по счастью так и не превратившееся в пожар войны.

Связано это было со спецификой советской эстрады, где исполнители конкурировали за материал. Недостаточно было спеть песню, следовало застолбить ее за собой, а сделать это было труднее, чем хорошо спеть. Беспрецедентный успех Пугачевой в немалой степени связан с эксклюзивным материалом — заведя «придворных» композиторов и поэтов, дающих гарантии, что никто на телевидении или радио песню написанную под Аллу Борисовну не исполнит, Пугачева поломала систему конкуренции, где наряду с тобой «Маэстро» исполняет Лайма Вайкуле, а зритель решает, чье исполнение ему больше нравится (АЛЛА ПУГАЧЕВА VS. АЛЕКСАНДР ЗАЦЕПИН: ИСТОРИЯ ССОРЫ и ИЛЬЯ РЕЗНИК VS. АЛЛА ПУГАЧЕВА: ИСТОРИЯ ССОР).

Ротару, достигнув определенной степени популярности, также отказывалась от перепевок чужого материала и в конкуренцию с Чепрагой вошла для себя неожиданно.

Композитор Петр Теодорович, написав на слова Григория Виеру (ПОЭТ «ВЕСЕЛЫХ КАРТИНОК» ПРОТИВ РОССИИ) песню «Меланколие», распылил ее максимально, отдав сначала Чепраге, а потом Ротару ни ту, ни другую о второй исполнительнице не предупредив. Первой исполнила песню Чепрага, но Ротару появилась с «Меланколие» в «Утренней почте» и хитово прозвучала она именно в ее исполнении. 

Между певицами возникло легкое непонимание.

Второй случай привел к разрыву Ротару с композитором Евгением Мартыновым. Тот вообще вел себя как пират, раздавая материал всем, кто попросит, ставя во главу угла авторские отчисления. Чем больше певцов включает песню в репертуар, тем шире звучит она, тем больше денег приносит в кубышку композитора.

Раскрутка композитора Мартынова началась с Ротару, с песни «Баллада о матери», которую та исполнила. Дальше были такие хиты как «Яблони в цвету», «Лебединая верность», «Начни сначала». В 1981 Мартынов принес Ротару клавир песни «Заклятье». Оба рассматривали ее потенциальным хитом и готовили к «Песне года-1981». Даже в этих обстоятельствах Мартынов не выдержал и дал спеть «Заклятье» также Чепраге. Ротару сочла происшедшее предательством и напрасно Мартынов акцентировал — Чепрага исполнила «Заклятье» не на радио или телевидении, даже не в столичном концерте, дала номер, выступая на периферии. Общение композитора и певицы прервалось навсегда.

Заметим, что Мартынов на Чепраге не успокоился и побежал с клавиром «Заклятья» к Пугачевой. В итоге он исполнил «Заклятье» сам, а на «Песню года» лоббировал Ирину Понаровскую. В итоге на фестивале с «Заклятьем» вышла к зрителю литовка Бируте Петраките.

Когда Чепрага начала сходить с эстрады, зритель, опять же, связывал это с интригами Ротару, которых на деле не было. А было отсутствие хитов, развал системы «Союзконцерта», смена зрительских приоритетов. Многие тогда потерялись, не одна Чепрага.

На мой взгляд, ей не удалось войти даже в первый эшелон ретро-исполнителей. Но свой слушатель у Надежды есть. Время от времени певица дает концерты.

И это уже хорошо.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»