ЗАТРАВЛЕННАЯ КОЛЛЕГАМИ АКТРИСА
Констанция Францевна Роек (1923 – 2005) очень сложный случай великолепной актрисы, которой… сцена была противопоказана.
Впрочем, здесь можно поразмышлять сцена была противопоказана Роек, или нравы за сценой.
Я лично в этом так и не разобрался.
Роек родилась в семье обрусевших поляков и экзотическое имя, ассоциирующееся у советского человека с романом Дюма, получила в честь бабушки.
В 1932 главу семейства арестовали, Констанцию с матерью из Москвы выслали. Девочка очутилась в Челябинске.
В 1939 она поехала поступать в ГИТИС, где ее завернули за малый рост.
Возможно, Роек и образумилась бы, прожив пусть не ярко, но спокойно, кабы во время войны в Челябинск не эвакуировали Малый театр и «Щепку». Став студенткой Щепкинского училища Роек полюбилась Вере Пашенной и после войны продолжила обучение в Москве.
Завязка трагедии случилась, когда Роек была еще студенткой. Цыганка нагадала впечатлительной девушке яркую, но короткую жизнь. С этих пор в актрисе поселился страх скорой смерти. От нее ускользнул метафизический смысл предсказания, где речь шла о жизни не физиологической, а творческой.
Дожила Роек до 82 лет.
Как актриса умерев много раньше.
Карьера Роек в Малом театре складывалась блестяще.
Уже в третьем своем сезоне, в 1948, она сыграла Виолу и Себастьяна в «Двенадцатой ночи» да Ларису Огудалову в «Бесприданнице». Театральная Москва тут же назначила Констанцию лидером поколения 1940-ых.
О том, какой красотой была Роек на фоне переживающего острый кризис театра свидетельствует эпизод из романа «В круге первом» Солженицына, где герои скучают на спектакле «Васса Железнова», но вот «В третьем акте колокольчиком разыгралась артистка Роек, игравшая младшую дочь Вассы, и стала вытягивать весь спектакль».
Еще один успех актрисы связан с ролью Элизы Дулитл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу. Поставленный в 1943 году спектакль был классикой Малого театра. Десять лет Элизу играла Дарья Зеркалова. Роек пришла ей на смену и Зеркалова сделала все, чтобы Констанция нормально ввелась. Если бы Роек и дальше сталкивалась с отношением к профессии, как к общему делу, а не сучьей драке, может играла бы дольше.
В 1957 спектакль «Пигмалион» перенесли на пленку. Это единственный шанс увидеть работу Роек, да и о ней актриса сожалела. Она не любила кино, отказавшись даже от роли княжны Марьи в экранизации «Войны и мира» Бондарчука.
Всё складывалось прекрасно не только в творчестве, но и в жизни. Констанция вышла замуж за коллегу по театру Виталия Доронина, который тогда гремел на всю страну в роли Курочкина из «Свадьбы с приданным». «Из-за вас моя черешня…», ну да вы помните.
Ее роли в «Живом трупе», «Иванове», «Власти тьмы» становились событиями.
Считается, что Роек затравили коллеги, а дальше дала себя знать тонкая душевная организация. В любом случае, прима с самого начала карьеры тревожила коллектив нестандартностью. Так, например, художники по костюмам просто крутили пальцем у виска, сталкиваясь с причудами актрисы, которая боялась фиолетового цвета, поскольку тот приносит несчастье.
Один раз Роек потеряла перед выходом на сцену сознание и сразу пошла волна слухов, ниспровергающих всё, до сих пор ею сделанное. По углам шептались, будто заслуженная артистка, выдержавшая сотни, а может и тысячи спектаклей, боится сцены. И развернулась травля, убившая в Роек актрису. Косые взгляды, шепотки, вопросики «Как себя чувствуете, милочка?», сформировали у впечатлительной женщины страх потерять на сцене сознание.
Теперь во время игры Роек за кулисами всегда сидела актриса, готовая выйти на замену.
Новые роли ей давать перестали.
Дирекция театра готовила увольнение по причине незанятости, но воспрепятствовала министр культуры Фурцева, приказавшая актрису не трогать.
В профессии Роек именно доживала-досиживала, выходя на сцену лишь в паре незначительных ролей, где главные роли играл муж Доронин, придававший ей уверенности.
В 1975 ее все же отправили на творческую пенсию. Было женщине 52 года.
Роек прожила еще 30 лет, став завсегдатаем Дома Актера и театральных премьер, жалости и горечи к своей рано потухшей карьере не испытывая.
И это уже хорошо.
Плохо, что никто из Малого театра хоронить актрису не пришел, предпочтя ее забыть.