ОН, ОНА И ВОДКА
18 июля скончался Эдуард Бредун (1934-1984), актер со страшной репутацией человека, сгубившего актрису мирового уровня.
Но так ли он виноват?
Как все мальчишки его поколения Эдик Бредун мечтал стать военным. Учился в суворовском училище.
Училище не закончил по состоянию здоровья. Семнадцатилетнего парня комиссовали, аттестат он получил от средней школы.
Просто запомним, — каким бы недобро загулявшим громилой не выглядел Бредун на экране, по факту речь идет о больном человеке.
Воистину роковые события завязались в жизни Эдуарда, когда поступив на актерский ВГИКа, он на фильме «Первый эшелон» (где играл безответственного пьющего амбала) сошелся с актрисой Изольдой Извицкой.
Уже через некоторое время та сообщила в письме подруге:
«Извицкая — идиотка. Вышла замуж. Да-да. Это реальное дело. Факт в паспорте. Но ты не огорчайся, мой котёнок. Она, эта дрянная девчонка, которая называется актрисой, всё такой же баламут и ничего не понимает в жизни. Она каждый день ссорится со своим мужем по поводу: кто глава семейства. Так ещё и не выяснили»…
Как видим, с первых дней медового месяца меж молодыми разгорелась рубка — кто круче? В творческих семьях конфликт грозит стать затяжным и разрушительным, ибо к ссорам по уборке и готовке примешивается профессия.
Бывают, конечно, счастливые случаи творческих союзов, но Бредун + Извицкая вышел трагедийным.
В 1956 Изольда получила на свою беду, которая сперва казалась счастьем, роль Марютки в экранизации «Сорок первый». Уже на съемках легендарного фильма проявилась нервозность молодой актрисы. Она пребывала в грустной печали настолько, что режиссер Чухрай счел нужным вызвать в экспедицию мужа Бредуна.
«Сорок первый» получил международное признание. Извицкая стала кинозвездой без скидок.
Говорят, — Бредун завидовал славе Изольды. Якобы парень бесился, когда в мосфильмовских коридорах его аттестовали «Эдиком, мужем Извицкой» и потому хотел ее споить.
Если это так, то так вряд ли стало сразу. Во-первых, Изольда заимев пост в Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки не вылезала из-за загранпоездок, навещая Родину дабы по бырому сняться в какой-нибудь чухне. В немалой степени ее карьера просела поскольку актриса стремилась усидеть на двух стульях, хватаясь за первые попавшиеся сценарии, съемки которых совпадали с ее пребыванием дома.
А во-вторых, Бредун в то время сам стоял в шаге от звездного статуса. Из него начали лепить социального героя — рабочего парня с окраины. В 1958 году Бредун сыграл главные роли в фильмах на тему установления советской власти «День первый» (1958) Фридриха Эрмлера и «Ветер» Алова и Наумова.
Однако, умеренный успех Бредуна в картинах правоверных был перебит ролью запутавшегося в связях с бандитами молодца в детективе «Дело «пестрых» (1958). Именно эта роль предопределила амплуа Бредуна, как изначально хорошего парня, пошедшего не туда. В фильме «Любовью надо дорожить» (1959) его герой предавал любимую. В детективе «Цепная реакция» (1962), где супруги снялись вместе, Бредун играл решившего завязать карманника. Апофеозом стал мрачный мордоворот, которому убить, как семечки погрызть, в экранизации аксеновских «Коллег» (1963).
Бредун пытался выпрыгнуть из надоевшего амплуа, ввязавшись с Извицкой в проект антирелигиозной драмы «Армагеддон» (1962). Я честно пытался посмотреть «Армагеддон» раза три, но больше пяти минут не выдерживал, отвратка шла на физическом уровне: хмурые осенние небеса, Наталица провожает в армию Траяна (имена зацените!), во время непрофессионально прописанного сценаристами диалога Траян дарит девушке вырезанную из дерева куклу… а потом Наталица еще в секту иеговистов попадет. Бр-р-р, короче.
После «Коллег», где Бредун в своем амплуа заблудшего достиг совершенства и довел его развитие до логического финала, приглашения посниматься прекратились. Но еще раньше в жизни супругов появилась водка.
В 1964 Извицкая получила шанс возродить достойную кинокарьеру в многосерийке Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя». Так вот, по свидетельству режиссера:
«Порой на съёмках Изольда была недостаточно собранна, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь с Бредуном, который был мне антипатичен».
Антипатичен был Бредун и другим. В тусовке укрепилось мнение, будто именно Эдик втянул Изольду в пьяный круговорот, а когда жена спилась, убежал восвояси.
Особняком стоит свидетельство Майи Менглет:
«Если вам кто-то скажет, что в её смерти повинен Эдик, не верьте. Когда Изольда стала пить, он пытался её лечить, устраивая в больницы. Не получилось, видно. Он с ней устал. И потом, наш киношный мир такой христопродажный, многие ей завидовали, и её депрессию воспринимали чуть ли не с восторгом».
Бредун банально не рассчитал силы. Рюмка здесь, рюмка там, а ведь весовые категории у него с Изольдой были разные. А потом женский алкоголизм в разы опаснее мужского.
Да и при чем здесь вообще также пострадавший Эдик? Алкоголь появился в жизни пары заместо работы и детей. Обоих перестали снимать; в театре киноактера не нагружали, держа на окладе; родить Изольда не могла. Остается свободное время, полное отчаяния от невостребованности.
Отметив новый, 1971 год, Бредун не выдержал. Он ушел от Изольды к ее подруге. Кинотусовку особенно возмутил факт, что новой избранницей стала продавщица ковров. По тогдашним понятиям, человек малодуховный, но денежный.
Без какой ни какой, а опеки мужа, Изольда не продержалась и пару месяцев. 1 марта она скончалась.
В связи со смертью Изольды Эдик отличился в глазах мемуаристов последний раз. Сначала он, проникнув в запертую квартиру с помощью взломанной слесарями двери, счел лежавшую второй день трупом Изольду пьяной и велел: «Уже набралась, вставай!». На похоронах, когда мерзлые камни земли полетели на крышку гроба, Бредун устроил крик: «Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно…»
В 1970-ые Бредун неожиданно стал актером обоймы Гайдая, но о ярких, заметных ролях приходилось только мечтать. В «Иван Васильевич меняет профессию» Бредун сыграл спекулянта радиодеталями; побегал в «Не может быть!»; мелькнул в «Инкогнито из Петербурга».
Продолжал пить, усугубляя свою и без того фи какую репутацию. Второй брак не заладился. Продавщица ковров попросила Бредуна вон.
Пытаясь переладить судьбу, в 1983 Бредун уволился из театра, устроившись на киностудию ассистентом режиссера.
Умер, как Изольда в пустой квартире, не дожив до 50 лет пары месяцев.
Нашли его тело, как и тело Изольды только через пару дней.
Поминают их имена рядом, правда, не в хорошем контексте, до сих пор.