Безработная легенда
23 декабря родилась актриса Валентина Серова (1917-1975).
Лет до 35 она отмечала дни рождения шумно, эффектно, весело. Вино лилось рекой, за столом собирался цвет общества — писатели, знаменитые артисты, военные. Постепенно градус спиртного повысился, а общество оскуднело. Валентина пробавлялась водочкой, довольствуясь случайной компанией.
Падение ее как актрисы было стремительным, — раз и все! Но упав, Серова пыталась подняться и вот эти попытки заняли последние лет двадцать жизни.
Театром Серовой был ТРАМ, позже ставший Ленкомом. На его сцене состоялась актриса, блистая в спектаклях «Как закалялась сталь», «Сирано де Бержерак» (играла Роксану), «Софья Ковалевская». Муж Серовой Константин Симонов заделался драматургом (Неприкаянный сын звездной матери). Право первой ночи он отдавал «Ленкому» при условии, что для жены будет роль. И Серова играла в пьесах «История одной любви», «Русский вопрос», «Так и будет».
В Ленкоме Валентину обожали, ведь там она выросла, превратившись из семнадцатилетней девчонки в легенду, чье имя писалось через запятую с именами Марины Ладыниной и Любови Орловой.
Очень большую ошибку Серова допустила, когда из театра, где к ней все прислушивались, ушла.
При этом для ухода весомых причин не было. Серова просто не вернулась в Ленком из декретного отпуска. Руку к ее решению приложил Симонов, обеспокоенный пьянством жены. Ему казалось, что в Ленкоме слишком много людей, поддерживающих привычку Серовой к застольям.
Симонов уговорил жену попробоваться в Малом театре, куда он, кстати, пообещал отдать новую пьесу.
В Малом театре Серову встретили ни холодно, ни жарко. Пьесу Симонов в итоге отдал во МХАТ. Серову задействовали в роли бездарной и завистливой актрисы Коринкиной в пьесе Островского «Без вины виноватые». Эта роль была настолько не ее (многих собак можно навешать на Серову, но злость была ей несвойственна органически), что сразу после премьеры разнеслись слухи о провале «симоновской актриски».
В Малом театре Серова продержалась год. Тамошних старожилов отличала железная дисциплина, а Валентина сорвалась, однажды просто не явившись играть надоевшую Коринкину. Было устроено показушное собрание. Наслушавшись о себе нелестных вещей, Серова потеряла сознание. Подоспевший Симонов вынес жену из зала на руках.
Со скандалом уволившись из Малого, Серова поступает служить в Театр имени Моссовета. Опять ошибка, поскольку в Моссовете роли амплуа Серовой четко были закреплены за Верой Марецкой и Любовь Орловой. Они относились к Серовой хорошо, но делиться репертуаром, увольте.
За годы пребывания в труппе Моссовета Серова получит лишь одну достойную роль — Лидии Сомовой в пьесе Горького «Сомов и другие» — да и ту будет играть в очередь с Орловой.
Руководство театра пыталось помочь Серовой, но лучше бы оно сидело ровно. Эта помощь окончательно в глазах зрителя Серову добила. Ничем, кроме глупого благодушия нельзя объяснить постановку пьесы Симонова «История одной любви», с которой началась театральная слава Валентины. С тех пор прошло 16 лет и, пытаясь дважды войти в одну и ту же реку, Серова продемонстрировала неумолимость времени. Тяжелая, грузная женщина с потухшим взором шокировала записных театралов, помнящих молодую девчонку.
В том же 1956 году внешние изменения любимой актрисы оценил и широкий зритель. После десятилетнего простоя (с 1946 Серова снялась только в незначительной роли в фильме «Заговор обреченных») Валентина появилась в картине «Бессмертный гарнизон» по сценарию Симонова. Режиссер Захар Аграненко доставал псателя звонками, мешая восторженные отзывы о работе Серовой с жалобами на ее пьянство.
Кольцо беды вокруг Валентины сжималось: развод с Симоновым; судебный процесс с матерью, которая задумала взять опеку над внучкой; траблы с сыном; безнадежное лечение от алкоголизма в клиниках.
Из-за очередной пьяной выходки Серову уволили из театра Моссовета. Тогда она решила войти в прежние воды, то есть вернуться в Ленком. Но там ее больше никто не ждал. Явившись в очередной раз поправленная из больницы, Серова обнаружила, что из Ленкома ее задним числом тоже уволили. Теперь дело решало управление культуры ЦК КПСС. Восстановиться удалось только через год бюрократической волокиты.
Стоило ли восстанавливаться? Играла она в Ленкоме черт знает что. Какую-то тетю Симу в пьесе Угрюмова. Какую-то тетю Тасю в пьесе Арбузова. В 1964 ее ушли из некогда родного театра по сокращению штатов.
Последним прибежищем Серовой стал театр Киноактера. Именно прибежищем, зарплатным окошком в кассе. Девять лет она выходила на сцену всего в одной далеко не главной роли в пьесе Симонова «Русские люди».
Умерла изрядно всеми забытая.
И сразу после смерти ее легендарный статус начал к ней возвращаться.