ЗА НИХ ПЕЛА ПУГАЧЕВА
15 апреля день рождения Аллы Пугачевой.
Мы уже говорили, что Алла Борисовна на первоначальном этапе много работала в кино, и вот возникла мысль вспомнить актрис, за которых пела она.
А песни пропетые вспоминать не будем, делая акцент лишь на хитах, иначе текст превратиться в унылый перечень сделанного.
Первый успех в кино был связан у Пугачевой с композитором Микаэлом Таривердиевым, который пригласил девушку в проект Павла Арсенова «Король-олень» (1969), — вольную экранизацию сказки Карло Гоцци. Пела Алла за героиню капризной актрисы Валентины Малявиной. Из-за Малявиной «Король-олень» остался недоделанным, хотя достиг экрана. Поссорившись с режиссером, который на тот момент был, так на секундочку, ее мужем, Малявина отказалась сниматься. Финал фильма просто обрезали, уродуя изначальный замысел. А песни там Алла спела славные: «Уехал славный рыцарь мой», «Надоело это». Всего четыре их было.
В следующем году состоялось важное для Пугачевой знакомство с режиссером Александром Орловым. Орлов в соавторстве с Лидией Пекур делал сказку «Удивительный мальчик». Алла пела сразу за двух актрис, — жену Орлова Аллу Будницкую и девочку Зане Лиелдиджу. Прозвучало пять песен на музыку Эдуарда Артемьева и слова Анатолия Наймана.
Сотрудничество с Орловым продолжилось в фильме «Стоянка поезда – две минуты» (1972). Там Пугачева дала голос Валентине Теличкиной, Ирине Сушиной и опять Алле Будницкой, исполнив тем самым четыре песни (за Теличкину две). Музыку писал Геннадий Гладков на слова Юрия Энтина.
Эти фильмы не принесли остающейся за кадром певице славы. Самый громкий ее кинопроект оказался связан с Таривердиевым, позвавшим Пугачеву в новогоднюю комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с Легким паром!» (1975). Песни Таривердиева на стихи Ахмадулиной («По улице моей, который год»), Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной…»; «У зеркала»), Львовского («На Тихорецкую состав отправится…») до сих пор на слуху. Пела Пугачева, понятное дело, за Барбару Брыльскую.
Таривердиев говорил:
«Работали много, около месяца. Хотя, казалось бы, поет всего четыре романса. Вообще, конечно, ей трудно с нами было. Эльдар требует от нее одного, я — другого. Совсем замучили ее. На каждую песню было сделано по тридцать дублей. За целый день писали по одному романсу. В итоге она записалась замечательно. Эти ее записи не подвержены ни времени, ни моде, ни каким-то другим проходящим вещам. Эти записи уже остались. Записи, которые она делала потом, эстрадные, они оказались подверженными моде, от них уставали, их переставали слушать. А эти остались. И лучше нее никто после этого не спел».
В том же году увидела свет еще одна комедия «Центровой из поднебесья» Исаака Магитона, — детище тандема Зацепин — Дербенев. Пугачева проходила пробы на главную женскую роль, но в итоге ее признали слишком возрастной, утвердив Людмилу Суворкину. Соответственно, за нее Пугачева и пела. «Центровой из поднебесья» обогатил репертуар Примадонны хитами «До свиданья, лето» и «Любовь одна виновата».
«Центровой из поднебесья» делался с явным прицелом на зрительский успех, но в кассовые лидеры не попал, хотя, по воспоминаниям моего отчима, пиарили его безбожно. Отчим в момент выхода «Центрового…» был в армии и за время его службы эту картину привозили в часть семь раз. А вот по ЦТ ее показали впервые только в 1990 году.
Следующий проект Зацепина, Дербенева и Пугачевой телефильм-сказка «Отважный Ширак» оказалась славна песней «Волшебник-недоучка». Всего же саундтрек Пугачевой включал три песни. Пела Алла Борисовна за Люцию Рыскулову и Хуршеда Ганиева.
В детском телефильме «Фантазии Веснухина» Алла Борисовна исполняла песни без привязки к конкретным действующим лицам. Только «Голубой кот» имел персонификацию. «Голубого кота» Пугачева спела за Клару Белову.
Последним перед долгим перерывом оказался для Пугачевой кинопроект Зацепина и Дербенева «Повар и певица» (1978): три песни за героиню Махфират Хамракуловой, среди которых хит «Если долго мучиться».
Удивительно, но Хамракуловой, которая была лицом эстрады Таджикистана (а фильм снимался на тамошней студии), солисткой ансамбля «Гулшан» самой спеть не позволили.
Сыграв в фильме Александра Орлова роль «Женщины, которая поет», Пугачева вышла на качественно иной уровень. Ее ждали во всех уголках страны. С саундтреками она завязала, сделав исключение в 1986 году для детского кинохита «Выше радуги». Композитор Юрий Чернавский и Дербенев уговорили ее спеть за героиню Татьяны Басовой композицию «Сирена».
Но «Выше радуги» оказалась ступенькой к славе для Владимира Преснякова, будущего зятя примадонны.
Впрочем, об этом мы еще поговорим.