КиноСоветское кино

«ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО» ДАЛЕКО НЕ ЛУЧШИЙ ЕГО ФИЛЬМ

12 августа скончался Павел Арсенов (1936-1999), режиссер культовой для поколения советских школьников многосерийки про Алису и мелафон («Гостья из будущего»).

Сериала мы еще коснемся, поначалу вспомнив другие, куда более достойные и позабытые работы режиссера.

"СПАСИТЕ УТОПАЮЩЕГО" (картинка с сайта rewizor.ru)
«СПАСИТЕ УТОПАЮЩЕГО» (картинка с сайта rewizor.ru)

Дебютировал Арсенов в полнометражном кино эксцентрической комедией «Спасите утопающего» (1967), где элегантно троллил истерию пионерских подвигов. О, я еще застал времена еженедельно гремящих труб. Хорошие ребята предотвратили пожар, спасли утопающего, поймали квартирных воров, собрали тонну макулатуры, вылечили одноклассника. Помню в соседнем дворе возникла перестрелка. Так сначала двор в поисках пуль шерстила милиция с собаками, а потом, пока летний не склонился к ночи, школьники. Каждый хотел отличиться, помочь стражам порядка.

Арсенов в «Спасите утопающего!» рассказал историю о мальчике, который подвиг срежиссировал, как бы спасая друга тонущего друга, и оказался заложником ситуации, где взрослые тащат его на трибуну. В картине была масса комедийных находок, — чего стоит хор из соседей, прославляющих хороших мальчиков (Георгий Вицин, Алексей Смирнов, Екатерина Васильева et cetera). Другое дело, что творение Арсенова совершенно явно уступало схожей эксцентрической комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Климов, кстати, начинал работать с авторами сценария «Спасите утопающего» Авениром Заком и Исаем Кузнецовым, просто из того проекта ничего не вышло.

НА АФИШЕ ОБРАЗЫ СЕРГЕЯ ЮРСКОГО И ВАЛЕНТИНЫ МАЛЯВИНОЙ
НА АФИШЕ ОБРАЗЫ СЕРГЕЯ ЮРСКОГО И ВАЛЕНТИНЫ МАЛЯВИНОЙ

В 1969 Арсенов выпустил версию сказки Карло Гоцци «Король-олень» в переложении Вадима Коростылева (Кто поместил Вовку в тридевятое царство?). Картина была решена в традициях вахтанговского театра, декларируя игровую театральность происходящего. Кроме вахтанговцев Юрия Яковлева, Владимира Шлезингера, Виктора Зозулина там играли Сергей Юрский, Олеги Табаков и Ефремов. Главную женскую роль получила жена режиссера, актриса театра Вахтангова Валентина Малявина. Она и стала главной проблемой фильма.

В музыкальной картине все актеры пели сами, только за Малявину работала голосом Алла Пугачева. Это было первое сотрудничество примадонны с Микаэлом Таривердиевым (Авария и «плагиат» Микаэла Таривердиева). Таривердиев оставил воспоминания о том, почему «Король-олень» остался с притянутым за уши финалом.

«Не получилась же картина из-за того, что жена Павла Арсенова Валентина Малявина из-за чего-то поссорилась с мужем и не приехала на финальные съемки, и вообще отказалась их заканчивать. Поэтому в картине просто нет финала. Финал, к которому все вело — и по музыке, и по драматургии, где появляются король Дирамо, первый министр Тарталья, где драматургический узел должен развязаться, — не был снят. И вместо этого огромного завершающего финала была написана песня «Это было давно», которую исполняет Олег Ефремов — добрый волшебник как бы от лица автора»

От себя замечу, — «Король-олень» кажется мне чересчур уж стильным. Приемы там обнажены настолько, что если не перестают работать, то утомляют.

Лучшую свою картину Арсенов сделал в 1973 году. То была ретро-драма «И тогда я сказал — нет…», повествующая как росли дети войны, перебарывая стадность, становясь личностями. Главные герои выступая против главаря шайки подростков в буквальном смысле слова нарвались на пулю. Четкое воссоздание эпохи, подернутое ностальгической дымкой, рассказ о взрослении, первой любви и ненависти до сих пор делает эту картину Арсенова не устаревшей, тогда как хит его «Гостья из будущего» оказался явно в поколенческой нише.

ЕЛЕНА ПРОКЛОВА И СЕРГЕЙ НАГОРНЫЙ В "СМЯТЕНИИ ЧУВСТВ"
ЕЛЕНА ПРОКЛОВА И СЕРГЕЙ НАГОРНЫЙ В «СМЯТЕНИИ ЧУВСТВ»

После «И тогда я сказал — нет…» Арсенов сошелся в творчестве с Александром Володиным и это способствовало появлению мелодрам «Смятение чувств» (1977) и «С любимыми не расставайтесь» (1979). Обе картины хороши. «Смятение чувств» рассказывало об испытании вчерашнего школьника любовью. У сыгравшего главную роль Сергея Нагорного до сих пор находятся поклонники, интересующиеся куда делся такой фактурный парень. Главную женскую роль играла Елена Проклова (Что сделал дедушка для Елены Прокловой?). Выход из ситуации безнадежной любви подсказывал военкомат, что, кстати, было распространенным сюжетным ходом в молодежном кино 1970-ых. Влюбился, а она не такая, иди в армию, как герои «Смятения чувств» или «Моя Анфиса».

АБУДЛОВ И АЛФЕРОВА В ФИЛЬМЕ "С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ"
АБУДЛОВ И АЛФЕРОВА В ФИЛЬМЕ «С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ»

«С любимыми не расставайтесь» с участием молодой (тогда) семейной пары Александра Абдулова и Ирины Алферовой — крепкая картина о некоммуникабельности, разрыве привычных связей, страхе одиночества, который побеждается любовью.

Все вышеперечисленные фильмы Арсенова прокатывались, смотрелись, вызывали критические восторги, но не один из них не выбивался в лидеры проката.

НАТАША ГУСЕВА
НАТАША ГУСЕВА

Казалось бы, ничего не предвещало, но в дни весенних школьных каникул 1985 года по телевизору показали пять серий «Гостьи из будущего». К тому времени большая часть школьников уже имела представление о серийной героине Кира Булычева Алисе Селезневой, — в 1981 вышел шикарный мультфильм «Тайна третьей планеты», а в 1983 «Пионерская правда» напечатала «Лиловый шар».

«Гостья из будущего» бомбанула из-за эффекта совмещения типовых школьников с фантастическими приключениями (пятилеткой раньше этот эффект уже был достигнут «Приключениями Электроника»). Для того, чтобы ощутить завлекательность этой картины надо было учиться тогда в классе пятом-шестом. Для последующих поколений флер ушел, я даже не собираюсь пересматривать «Гостью из будущего», ибо жаль времени. Но тогда

Премьерная демонстрация еще не кончилась, а мама меня уже спрашивала: «А кто такая Наташа Гусева»? Выяснилось, что сын маминой коллеги потерял от любви к экранной Алисе Селезневой покой и сон. Пришлось парня показывать психологам.

Наташа Гусева еще одна удача фильма, — девчонка с нашего двора, о которой платонически грезили двенадцатилетние мальчишки в синей школьной форме.

И, конечно, песня «Прекрасное далеко» свою роль сыграла.

НАТАША ГУСЕВА В "ЛИЛОВОМ ШАРЕ"
НАТАША ГУСЕВА В «ЛИЛОВОМ ШАРЕ»

После успеха Арсенов решился на экранизацию «Лилового шара» опять с Гусевой в главной роли. Здесь, пожалуй, была допущена ошибка позиционирования, — поклонники ждали продолжения «Гостьи из будущего», а получили вполне самостоятельное произведение без мелафона, школьников двадцатого века, зато с бабой Ягой и Кащеем Бессмертным.

Сетуют, что «Лиловый шар» не выбился в лидеры проката, ну так его и прокатывали как детскую картину в специализированных кинотеатрах типа «Березки» и малых залах кинотеатров обычных. Однако, конечно, на фоне успеха «Гостьи из будущего» разочарование поклонников «Лиловым шаром» впечатляло.

В 1994 году Арсенов и Коростылев исполнили давнюю мечту, — сделали экранизацию «Волшебника Изумрудного города». Это было уж точно не ко времени, прокат рухнул, заниматься детским кино казалось бессмысленным, тем паче сказочный проект требовал большого бюджета, а не тех копеек, что удалось режиссеру собрать.

«Волшебник Изумрудного города» оказался последним фильмом Арсенова.

В 1999 году он ушел из жизни.

По «Гостье из будущего» поклонники ностальгируют до сих пор.

Забывая, сколько неплохих картин он еще снял.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»