Почему Иванова-Вано выгоняли из мультипликации

Иван Петрович Иванов-Вано (1900-1987), выдающийся создатель всеми любимых мультфильмов.
«Вано» называли мальчика в семье, отчего и присовокупил он детскую кличку к фамилии.
Учился во ВХУТЕМАСе. Совместно с друзьями создал первый в СССР мультфильм для детской аудитории «Сенька-африканец» по сказке Корнея Чуковского «Крокодил».
Первый успех у зрителей пришел с мультипликационной заставкой к комедии Александрова «Веселые ребята».
Русский стиль Иванов-Вано нащупал еще до войны, выпустив в жанре народной сказки мульты «Царь Дурандай» (1934) и «Котофей Котофеевич» (1937), но поскольку «Союзмультфильм» ориентировался на Диснея, режиссеру пришлось изобрести серийного героя, — утенка, смахивающего на Дональда Дака. Утенок хулиганил в экранизациях детской приключенческой литературы «Три мушкетера» (1938) и «Лгунишка» (1941; по «Приключениям Мюнхгаузена»).
Приходилось отдавать себя и современной классике: в 1939 Иванов-Вано поставил «Мойдодыра».

Довоенные мультфильмы Иванова-Вано быстро морально устарели. Уже дети следующего поколения с трудом воспринимали черно-белую картинку.
Только во второй половине 1940-ых продукция «Союзмультфильма» достигает технического совершенства.
У Иванова-Вано, кроме прочих дарований, было редкое для мультипликатора «долгое дыхание». Он любил обстоятельный рассказ.
Его первый полнометражный мультфильм «Конек-Горбунок» (1947), сделанный в соавторстве с Александрой Снежко-Блоцкой вызвал восторг у Диснея. Дисней демонстрировал советского «Конька…» своим художникам в качестве примера.

Может, восторг Диснея несколько охладил пыл комиссии по вручению Сталинских премий. Сперва, Иванову-Вано премию забаллотировали, а потом чуть не выгнали со студии, обвинив в космополитизме. Вечный враг режиссера Александр Иванов (автор «Чудесницы» и «Спортландии») патетично вспомнил на общем собрании «буржуазные» экранизации «Трех мушкетеров» и «Мюнхгаузена».
Обвинение в космополитизме Ивану Петровичу Иванову, автору насквозь пронизанного русским национальным духом «Конька-Горбунка», можно счесть сюром, но режиссер чудом не оказался на улице без работы.
«Коньку-Горбунку» оказалась уготована длинная жизнь, благо в 1975 Иванов-Вано снял новую версию старой сказки.
1950-ые прошли под знаком хитов Иванова-Вано. За десятилетие он выпустил массу классических мультфильмов.
Просто их перечислим.
Вано поставил по сценарию Юрия Олеши пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».

В 1954 сделал цветную версию «Мойдодыра».
До сих пор любима зрителями экранизация «По щучьему велению…», получившая название «В некотором царстве…» (1957).

Замечательно обстояли дела и с «большими» мультами. В 1956 вышли «Двенадцать месяцев»…

…а в 1959 «Приключения Буратино».

Но дальше с Ивановым-Вано произошла обычная для советского режиссера-мультяшника метаморфоза. Устав от своей, так полюбившейся зрителю, стилистики, он резко ее сменил. Мы уже размышляли, как в результате творческих экспериментов, потерял успех зрителей Борис Степанцев (Успехи и провалы создателя мультика про Карлсона).
С Ивановым-Вано все получилось сложнее.
Во-первых, он серьезно, вплоть до инфаркта, поцапался с руководством «Союзмультфильма» и его убрали от греха подальше в кукольное объединение.
Во-вторых, эксперименты Иванова-Вано, не имели успеха у широкого зрителя, но, по мнению профессионалов, расширили возможности мультипликации.
Особенно это касается мультфильмов «Летающий пролетарий» и «Левша».
В «Летающем пролетарии» (сценарий написал Александр Галич) Иванов-Вано проиллюстрировал поэму Маяковского с помощью бумажных полуобъемных кукол.
В «Левше» все решала стилистика лубка и, хотя в детстве я эту картину не мог высидеть ни разу, отрицать ее своеобразие сложно.

Кроме того, Иванов-Вано дал творческую путевку в жизнь Юрию Норштейну, взяв его в соавторы, на мульты «Времена года» (1969) и «Сеча при Керженце» (1971).

Как вспоминал Норштейн:
«Меня не воспринимали всерьёз, и он первым дал мне возможность почувствовать себя режиссёром. Я возражал ему на его языке, и только поэтому он, сопротивляясь, все же соглашался, и давал мне свободу»
Умирал Иванов-Вано страшно, хотя, слава богу, болел недолго. У него оказались поражены нервные окончания и органы отказывали один за другим.
Последний мультфильм, — полнометражный «Сказка о царе Салтане» он выпустил в 84 года.