ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ АКТЕР, ИГРАЮЩИЙ ВЫПИВОХ, ВЫПИВАЛ ВНЕ ЭКРАНА
13 июля родился Борис Новиков (1925-1997), актер, четко привязанный к ролям выпивающих живчиков.
И Новиков действительно зашибал.
Не по доброй воле.
На заре карьеры Борису повезло и не повезло одновременно. Он закончил Школу-студию Юрия Завадского и тот сразу взял ученика в труппу Театра Моссовета (Раневская VS. Завадский. Актриса против режиссера).
Вот только полноценно играть не давал, занимая в ролях проходных.
В отсутствие загрузки в театре, Новиков потихоньку делал карьеру в кино. В 1958 он выстрелил ролью Митьки Коршунова в экранизации «Тихого Дона».
Только в 1961, после тринадцати холостых сезонов, Новиков получил роль, достойную своего дарования. Под него в театре поставили «Василия Теркина». И хотя у всех был перед глазами канонический образ, нарисованный Верейским, а на обсуждении Ростислав Плятт (Фаина Раневская. Дуэт с Пляттом) заявлял, что таких русских солдат, как Новиков, не бывает, спектакль прогремел. Восхищенный автор «Теркина» Твардовский пробил актеру квартиру в высотке на Котельнической набережной. Новиков въехал в новое жилье с женой (актрисой ТЮЗа Надеждой Климович) и двенадцатилетним сыном Сережей.
Он еще не знал, что со временем квартира эта станет для него клеткой, откуда захочется бежать, а в старости и тюрьмой обратится.
Ведущая актриса Моссовета Фаина Раневская после премьеры «Теркина» написала Борису восторженное письмо. Получилось обратно пословице: «Жалует царь, да не жалует псарь».
Против Новикова ополчился Завадский, и здесь отметим, что ставил «Василия Теркина» не он, а режиссер Александр Шапс. Пока дело ограничивалось успехом у зрителя, Завадский еще крепился, но едва Новикова выдвинули на Ленинскую премию, рассвирепел. «Ленинки» не было ни у самого Завадского, ни у его жены, примы театра, Веры Марецкой, а тут какой-то выскочка их да обгонит! Титулованный режиссер подключил все свои связи и актера с премией прокатили.
Это Новиков скушал, сорвавшись на другом. Осознав, что Завадский так и не собирается давать роли, он спросил: «Почему?». Режиссер смерил его взглядом и удивился: «А ты кто?»
Новиков ушел из театра, хлопнув дверью.
Заветную роль Теркина отдали Олегу Анофриеву.
Соблюдая корпоративную солидарность с Завадским, ни один театр не брал Новикова в штат. Решился только режиссер Валентин Плучек из Сатиры, планирующий постановку «Теркина на том свете». Этот спектакль вышел в 1966 и стал для Новикова разочарованием, ибо главную роль вручили старожилу труппы Анатолию Папанову. К тому времени стало ясно, что Новиков и в коллектив Сатиры не вписывается.
Соблюдая по отношению к кино дисциплину (ибо на пленке все видно), на репетиции в театр Борис мог явиться подшофе. Мог опоздать, продемонстрировать незнание текста, нести отсебятину. Особенно поведение Новикова возмущало Татьяну Пельтцер. Они цепляли друг друга постоянно. Это Новикову принадлежит брошенная в запале фраза в адрес актрисы: «Татьяна Ивановна, вас никто не любит, кроме народа».
Новикова постоянно прорабатывали на собраниях и однажды на вопрос: «Почему вы пьете?», он лениво бросил, что иначе, трезвый, всех тут переиграет. И знаете, в этом был резон. Новиков отличался настолько естественной органикой, что рядом с ним, допускаю, становился явным механизм работы Андрея Миронова. Оба играли в «Ревизоре»: Миронов – Хлестакова, Новиков – Осипа. Представьте форсировано ведущего игру Миронова, меж тем как не играющий, а живущий в образе Новиков, просто чесался и зритель был его.
Каких высот актерского мастерства достиг Новиков видно даже не по всеми любимому фильму «Семь стариков и одна девушка» (1968), а по «Адъютанту его превосходительства» (1969), где он сыграл киевского ювелира Либерзона.
Пика славы Новиков достиг ролью Тараса по кличке «Купи-продай» в многосерийке «Тени исчезают в полдень» (1971).
Он решает бросить театральные дрязги и посвятить себя кино.
И тут началась, так и не кончившаяся, эпопея с болезнью сына. В 1975 парню поставили диагноз: «спазм сосудов головного мозга». Он сидел на седативных препаратах. Постепенно связь с реальностью утрачивалась им все больше. Сергей превращался в «человека дождя»
А еще у Новиковых поселился больной, лишившийся квартиры, брат жены.
Естественно, актер старался проводить больше времени вне дома, на улице, где каждый считал за честь с ним выпить.
Но на съемках Новиков не позволял себе лишнего никогда. В большинство картин он приглашался для оживляжа эпизода, работая филигранно. Чего стоит его алкаш в «Преступлении» (1976), или дворецкий в «Тайне черных дроздов» (1983). Особняком стоит фильм «Белые росы» (1983).
Он снимался в «Фитиле», «Ералаше», был нарасхват в озвучке мультиков. Почтальон Печкин и бандит Курочкин – это ведь тоже Новиков.
Последний акт трагедии Новикова ударил с падением государства и кинопроката. Отсутствие работы нельзя было компенсировать ничем.
Как-то актер упал, возвращаясь из магазина, сломал шейку бедра, да так и лежал на асфальте, сжимая в руке пакет с яйцами. Его узнали прохожие, понесли домой на руках, Новиков каламбурил. Это была последняя его роль. Лишенный подвижности Борис оказался заперт в квартире с женой и больным сыном.
Когда он умер, средств похоронить не было, и несколько лет урна с прахом кремированного актера стояла дома.
А народ помнит и любит Бориса Новикова по-прежнему.