Первая жена Андрея Тарковского
Поговорим сегодня о первой жене Андрея Тарковского Ирме Рауш (1938), которая смогла состояться в профессии вопреки скептицизму мужа.
Ирма Рауш родилась в семье поволжских немцев, а что это значило после 22 июня 1941 года, думаю, объяснять не надо. Отца Ирмы тут же отправили в лагеря, но мать с дочерью пощадили.
В 1954 девочка поступила во ВГИК, причем, на режиссерский факультет, хотя все уговаривали подать документы на актерский.
Поступила на легендарный курс Михаила Ромма, откуда вышли Шукшин и Тарковский. Из пятнадцати студентов в мастерской было всего две девушки.
Ирме не напрасно советовали идти в актрисы, у нее оказалась очень эффектная внешность. Она стала нарасхват в студенческих этюдах. Тарковскому, который пригласил девушку в свой отрывок, пришлось ждать, когда Ирма освободится. Он старался проводить время с привлекательной блондинкой как можно больше.
От его ухаживаний настолько разило достоевщиной, что Ирма пугалась. Позже она обозначила разницу темпераментов так:
«Андрей восхищался тем, как была снята сцена изнасилования и убийства девушки в «Святом источнике», а мне нравился хор гномиков в «Белоснежке»
Андрей страдал напоказ, и в итоге его отношения с Ирмой… вынесли на суд общественности. В ходе фарсового собрания Тарковский взял Рауш за руку и покинул аудиторию.
Как бы там не было, ухаживание завершилось свадьбой, на которую молодые даже не удосужились позвать родителей.
Сначала это был крепкий брак, но исподволь Тарковский начал жену затирать. Он совершенно не верил в ее режиссерское будущее, считая хорошей актрисой. В 1962 он снял Ирму в «Ивановом детстве» в роли матери Ивана. Тогда же жена родила ему сына Арсения, а государство выделило молодым квартиру.
Казалось бы живи да радуйся, но после международного успеха «Иванова детства» у Тарковского закружилась голова. Выяснилось, что он еще не нагулялся. Возле перспективного режиссера закружился нетребовательный женский хоровод.
Пока в этом хороводе не было лидера, из семьи Тарковский уходить не спешил.
Лидер появился на съемках «Андрея Рублева», где Ирма играла дурочку. Помощница режиссера Лариса Кизилова смогла захомутать гения пением дифирамбов. В 1970 Ирма и Андрей развелись.
В том же году за «Рублева» Рауш получила премию Французской киноакадемии «Хрустальная звезда» в номинации «Лучшая зарубежная актриса».
В ее активе также была главная роль в фильме «Доктор Вера».
Больше она в кино не играла, зато вернулась в режиссуру.
Рауш работала в жанре детского кино, но вряд ли кому придет в голову смотреть такие ее фильмы как «Пусть он останется с нами» или «Крестьянский сын», зато «Сказка, рассказанная ночью» по мотивам Гауфа впечаталась в зрительское сознание моего поколения. Этот фильм снабдили субтитрами для слабослышащих, благодаря чему его часто крутили по телевизору (фильмов таких было всего несколько десятков). Не могу сказать, что «Сказка…» прямо шедевр, но она смотрибельна.
Вот чего я никак не могу понять так это поклонников следующего фильма Ирмы Рауш музыкальной сумятицы «Незнайка с нашего двора». Этот двухсерийный сюр Рауш слепила в соавторстве с Игорем Апасяном для ТВ, спрятавшись под псевдонимом «Ирина Яковлева». Помню, как разочаровали меня своей взрослостью, появившиеся в «Незнайке…» братья Торсуевы.
Впрочем, песенка «Сюрприз» разлетелась из этого фильма по свету. Всё хлеб…
В 1990-ых, кино встало, и Рауш занялась литературой. Сказки она сочиняла с юности. В 2007 году ее книга «Мальчик и домовой» стала победителем конкурса на лучшую книгу для семейного чтения.
Интервью Ирма дает неохотно, считая себя личностью отдельной от Тарковского.
Вероятно, так оно и есть.