ЛитератураМульты

АТАКА БУРАТИНО

23 февраля умер Алексей Толстой (1883-1945), создатель самого впечатляющего героя советской детской литературы.

Я, конечно, о Буратино говорю. Удивительно, как окружала длинноносая кукла советского гражданина. От нее буквально деться было некуда.

Впервые я познакомился с Буратино благодаря игрушке, представленной выше. Тогда я еще не знал его истории и пластмассовый не вызывал положительных эмоций. Этот Буратино явно был холодным, жестким, а главное, нефункциональным. Он у меня валялся в мешке с игрушками, почти не вылезая.

картинка с сайта samoe-vazhnoe.blogspot.com
картинка с сайта samoe-vazhnoe.blogspot.com

А вот настольная бродилка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с классическими рисунками Владимирского увлекала. Истории Буратино я к тому времени, опять же, не знал, и, разглядывая игровое поле, ее домысливал. Кто этот толстый дядька с длинной бородой? Поскольку я был знаком только с одним длиннобородым сказочным персонажем, то решил, что это он и есть, — дедушка Мороз. Правда, не мог понять, почему он злой, как выходило по картинкам.

Все про Буратино мне рассказал волшебный фильм Леонида Нечаева. Я безоговорочно влюбился в эту экранизацию и деревянный парень стал  любимым героем настолько, что когда во дворе я заслужил прозвище «Буратино», то счел это комплиментом. Заслужил я это прозвище, поскольку постоянно терял ключи и родичи в итоге повесили мне связку на шею. При беготне связка выбивалась из под футболки, гремя. Получился Буратино. 

К тому моменту Буратино уже улыбался мне с бутылок лимонада (вот не помню вкуса, хоть убей). Напоминал о себе ирисками «Золотой ключик» (средней тягучести) и совершенно деревянными, не разгрызешь, ирисками «Буратино». Без длинного носа не обходился ни один номер журнала «Веселые картинки». Со страниц этого журнала, в составе «Клуба веселых человечков», Бура шагнул в мультфильмы «Где я его видел?» и «Ровно в 3:15» Бориса Дежкина. 

"ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ" — НАЙДИ БУРАТИНО
«ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ» — НАЙДИ БУРАТИНО

Тогда я обнаружил, что Буратино может быть и малоинтересным, как пластмассовая игрушка. Таким я его увидел в передаче «Выставка Буратино» («ВЫСТАБУРА» И ПРОЧАЯ МУРА СОВЕТСКОГО ТВ. ДЕТСКИЕ ПЕРЕДАЧИ, КОТОРЫЕ ДЕТИ ИГНОРИЛИ), — страшненького, с ртом в пол-лица, пытающегося разобраться в проблемах акварели. 

Но как он был прекрасен в полнометражном мультике Иванова-Вано! 

"ВЫСТАВКА БУРАТИНО"
«ВЫСТАВКА БУРАТИНО»

Записавшись в школьную библиотеку, я первым делом взял сказку Толстого. Восторг испытал столь невероятный, что недели две перечитывал, забивая на домашние задания, скатываясь на двойки. 

Я и не подозревал, что существуют и другие книжки про Буратино.

Как бы я их любил!

Алексей Толстой, выпустив книгу, тут же накатал по мотивам пьесу и киносценарий.
Не знаю, как в пьесе, а в финале сценария, экранизированном Птушко, под названием «Золотой ключик», капитан в исполнении «Великого гражданина» Николая Боголюбова забирал Буратино и его друзей на воздушном корабле в СССР.
Этот сюжетный поворот – Буратино в СССР — дал толчок фантазии Елене Данько, выпустившей сказку «Побежденный Карабас».
Не скажу насчет художественных достоинств, но социологическое значение «Побежденный Карабас» имеет. Эта повесть напоминает популярный фильм тех же времен «Подкидыш».

Итак, папа Карло заболел, и куклы должны найти для его выздоровления хоть немного счастья. В Тарабарском королевстве счастья, ясен пень, нет и вот сначала Мальвина (вместе с детьми – беженцами), а затем Буратино, Пьеро и Артемон отправляются в Ленинград. За ними бросаются в погоню не желающие терять кукол Карабас Барабас с Лисой Алисой.
Что сказать? Характеры кукол не выписаны совершенно. Буратино бледнее бледного. Карабас и Алиса поживее. Именно с их невозможностью вписаться в советский быт связаны самые «трэшовые» моменты. Книжку Толстого читало большинство ленинградцев, да и фильм вышел и потому Карабас постоянно находится под угрозой разоблачения и вынужден сбрить бороду. Его «осаживают» все: от торговки игрушками до милиционеров.
А вот кукол носят на руках. Они везде свои, как героиня «Подкидыша». Данько описала социальный рай, где пережиткам вроде Карабаса нет места. Он действительно «Побежденный…»

В 1975 тиражом 100 000 экземпляров вышла «Вторая тайна золотого ключика» Александра Кумма и Сакко Рунге.

Кумма и Рунге работали с Дежкиным, что пиарил Буратино в упомянутых выше мультфильмах. Упомяну также, что в финале хита Куммы и Рунге + Дежкина «Метеор» на ринге» звучала песня про Буратино.  

В отличие от «Побежденного Карабаса» «Вторая тайна золотого ключика» полна приключений. Пожалуй, их даже переизбыток. Одно событие наплывает на другое, а Буратино мечется, как угорелый, пытаясь вернуть отобранный Карабасом ключик.
Социальный момент тоже присутствует: чего стоит пародия на «Гувервилль» город «Картонвилль»; родственник Карабаса Барабаса Шарабан – Барабан, обожает «откаты».
У Рунге и Куммы показана капиталистическая система в действии, тогда как у Данько социалистическая. А там где правит зло, есть, где развернуться сказочному драйву.
Конечно, это не Толстой, но вполне достойное продолжение.


Уж как ребенок любит читать про полюбившихся героев, вам любой психолог расскажет. Почему Данько, и Кумма с Рунге в СССР «не пошли»? «Буратино» Толстого выдержал до 1986 года 182 переиздания, а Кумма с Рунге не переиздавали вообще. Во всяком случае, мне жаль, что я не прочитал эти книги о любимом герое в детстве.

Но мне и так Буратины хватало. 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»