ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «НУ, ПОГОДИ!» ПЛАГИАТОМ «ТОМА И ДЖЕРРИ»?
Мы уже обсуждали вопрос: ШКОЛЬНИКОВ СССР 1970-ЫХ ПО ТЕЛЕКУ ВЕСЕЛИЛ МИККИ МАУС?, выяснив, что, скорее всего, школьник СССР 1970-ых по ЦТ Микки-Мауса увидеть не мог.
А вот несколько серий «Тома и Джерри», наверное, в конце 1970-ых показали.
Смотрели ли их создатели «Ну, погоди!»?
Этот вопрос стал актуальным в эпоху видеосалонов, когда мышь с котом забегали по экранам стоящих в подвале телевизоров. Пошли разговоры, что режиссер Котеночкин со сценаристами сплагиатил «Ну, погоди!» с «Тома и Джерри».
Обвинители пребывали не в курсе, что режиссеров «Тома и Джерри» Уильяма Ханну и Джозефа Барбера при появлении первого мультфильма «Кот получает пинка» критиковали за неоригинальность идеи и вторичных персонажей, — ведь сколько разных экранных мышей спасалось от кошек, не счесть. Только неожиданный успех заставил компанию «МГМ» дать режиссерам шанс на продолжение погонь.
Советская мультипликация была неплохо знакома с творчеством Диснея, на протяжении длительного времени держа его даже за образец.
К началу 1970-ых, когда появились первые выпуски «Ну, погоди!», оглядывание на Диснея осталось в прошлом. Придумки, будто Котеночкин получил приказ сверху создать сериал в пику «Тому и Джерри», это именно придумки.
По словам Котеночкина, он посмотрел «Тома и Джерри» только в 1980-ые, на видеокассетах. Какие причины ему не верить? Котеночкина нельзя обвинить не только в плагиате, но даже в подражании.
Благо, «Том и Джерри» и «Ну, погоди!» совершенно разные сериалы.
Разные по героям.
Мышонок Джерри абсолютно равный соперник кота Тома, не менее злой, агрессивный, лишенный эмпатии. Нередко он провоцирует кота, а то и выступает в качестве агрессора. Джерри практикует удары молотком, битой, распиливание, испытание огнем, измывательство над кошачьими хвостом и усами. Достаточно сказать, что ряд мультфильмов кончается смертью котика.
Однако, все претензии к создателям насчет жестокости неправомерны: «Том и Джерри» предназначались для взрослой аудитории. Постепенно, с завоеванием популярности, с приходом телевидения они ушли в детскую культуру, но изначально, как подавляющее большинство голливудских мультфильмов тех времен, «Том и Джерри» представляли собой контент для показа в кинотеатре перед художественным фильмом. Другое дело, я не понимаю, куда смотрела комиссия Хейса, допускающая в рисованном виде разгул секса (чего стоит «Горячая Красная Шапочка» Текса Эвери) и насилия.
Не то «Ну, погоди!». Волку, конечно, тоже достается, но заяц тут ни при делах. С его стороны нет провокаций, просто бежит по улице вприпрыжку да и все.
Одна из причин успеха советского сериала — правильно найденные образы, укорененные в социуме тех лет. Волк – типичный хулиган, пэтушник, странная помесь добродушия и агрессии, типичный случай слабоумия и отваги.
Мальчик-зайчик, — отличник, активист, находчивый, добрый, сам за себя постоять не может, зато к нему мир расположен.
Образы Тома и Джерри не настолько персонифицированы, что и помогло им пережить несколько эпох, тогда как «Ну, погоди!» остались культурным феноменом спокойного застоя, растеряв весь драйв уже в перестройку.
Сценаристы «Ну, погоди!» помещали героев в разные антуражи. Как говорил художник-постановщик «Ну, погоди!» Светозар Русаков:
«Если вы вспомните «Ну, погоди!», то увидите, что нет ни одной серии, которая по стилю, изобразительному решению повторяла бы предыдущую. Каждая создана в разных декорациях: море, стройка, Новый год, Олимпиада, пляж»
И это еще одна исчерпавшаяся фишка, — выяснилось, что не каждый антураж для волка с заей подходил. Посмотрите, как уныло выглядели они в социальных роликах про «Берегите воду, свет, газ!» или в загаженной рекламой Москве (два выпуска 1990-ых).
А вот «Том и Джерри» спокойно проводили большинство своих побегушек в квартирных пределах и ничего.
Так уж получилось, Котеночкин снял сериал, ставший знамением времени, и, судя по популярности у новых поколений, за пределы этого времени вышедший.
Что касаемо «Тома и Джерри» это классный коммерческий продукт; несколько раз перезапускавшийся; совершивший переход из больших кинотеатров на маленькие телеэкраны; прошедший путь от короткометражных мультиков до полнометражных фильмов, последний из которых вышел в этом году.
Разные студии, формат работ, сверхзадачи. Лишь одно объединяет эти сериалы: желание развлечь зрителя побегушками и здоровым юмором.
Как говорится, смотрите на здоровье!