КиноСоветское киноТеатр

Юрий Пузырев. Заложник «МХАТа»

6 мая отмечал день рождения Юрий Пузырев (1926-1991), актер разностороннего дарования, отдавший тридцать лет жизни МХАТу и умерший потому, что его лишили профессии. 

Будучи 1926 года рождения Пузырев чуть опоздал погибнуть на фронте. В 1944 мать устроила через знакомых вернувшегося из эвакуации сына в массовку Ленинградского БДТ. Нахватавшись верхушек сценического опыта, парень поступил в Школу-студию МХАТ. 

Пузырев был одним из самых талантливых студентов, МХАТ боготворил, но когда его пригласили в труппу, мать раскрыла карты: отец Юрия был осужден и сгинул в лагере как троцкист. Если при поступлении в Школу-студию этот факт удалось утаить, то при поступлении в труппу государственного театра номер раз шерстить будут основательно и, скорее всего, докопаются. А докопавшись, выгонят из студии без диплома, как минимум (еще посадить могут).

Так первый раз перед молодым актером открылась бездна. Он вдруг понял, что любимого театра ему не видать. 

Но МХАТ, видимо, предназначался Пузыреву свыше, формируя творческую судьбу и трагический конец. 

В 1953 Сталин умер, наступила «оттепель», а сыграв в 1957 году в экранизации «Поединка» Ромашова Юрий получил еще одно приглашение во МХАТ, и с энтузиазмом откликнулся. На этой сцене он счастливо играл Треплева в «Чайке», Незнамова в «Без вины виноватые», Шервинского в «Днях Турбиных».

"ПОЕДИНОК"
«ПОЕДИНОК»

В 1958 оказалась востребована еще одна грань пузыревского дара. В фильме «По ту сторону» он исполнил «Песню о тревожной молодости» Пахмутовой и Добронравова. В результате Пузырев замелькал в разных телевизионных «Голубых огоньках», но песни, которые ему предлагали Пахмутова и Добронравов либо не выстреливали («Прощание с Братском», «ЛЭП-500», «Мы учим летать самолеты»), а если выстреливали шлягеры мгновенно перепевали другие и визитной карточкой Пузырева они не становились («Песня о тревожной молодости», «Надежда»). Как эстрадный артист Пузырев был, пожалуй, тяжеловат. Прекрасный голос, внешность, но при этом все как-то правильно, академично, по-мхатовски. 

Главным делом жизни Пузырев считал театр, частенько от съемок отказываясь. После «По ту сторону» самая заметная его кинороль пьющий адвокат Веревкин в экранизации «Приваловских миллионов».  

Ну и конечно большинство советской детворы могло узнать Пузырева по голосу, ибо он озвучил Филеаса Фогга в популярнейшем мультсериале «80 дней вокруг света». 

Главным оставался театр, хотя МХАТом стал рулить Олег Ефремов и Пузырев с каждым годом терял старые роли, не получая взамен новых.

Неудивительно, что при разделе театра, когда сторонники Ефремова покинули вслед за ним зал, Пузырев остался на месте. Более того, именно Пузырев, на свою голову, выдвинул в качестве нового худрука кандидатуру Татьяны Дорониной, сказав:

«Нам тоже надо выбрать кого-то ответственного. Кто будет представлять наши интересы. Может, Татьяну Васильевну? Проголосуем?» 

С Дорониной «взаимка» у Пузырева не сложилась. По воспоминаниям близких, из родного театра его вынудили уйти, чего Юрий не пережил. 

Покинув МХАТ в марте 1991 года, он сгорел за два месяца, и уже в мае актера пришлось хоронить.

Все-таки, МХАТ мистическое место, наполненное не только выдающимися спектаклями, но и несбывшимися надеждами.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»