ТУТ КУПЛЕТУ И КОНЕЦ… КАК РАЗВАЛИЛСЯ ДУЭТ БАНДУРИНА И ВАШУКОВА
Славы дуэт куплетистов Бандурина и Вашукова добился на рубеже 1990-ых. Ребята познакомились в консерватории, где учились на артистов разговорного жанра. В 1986 их приняли на ставку в «Ленконцерт». Правда, случилось это не сразу.
Сперва, попытавшись проникнуть в «Ленконцерт», парни получили отлуп, ведь там числилось 350 артистов разговорного жанра, показывающие приблизительно тоже самое, что и новоявленные выпускники. От отчаянья дуэт запел куплеты. Их номер понравился.
«Ленконцерт» никому не давал прохолаживаться. Порой дуэт давал сто концертов в месяц. Вполне допускаю, что спрос был большой. Вашуков и Бандурин пришли на пустующее место.
До них в куплетном жанре снискал успех дуэт Вениамина Нечаева и Павла Рудакова. Учениками последнего Бандурин и Вашуков себя немедленно объявили. По многочисленным источникам ходит байка, что Рудаков подарил Бандурину единственную гармошку-концертино и таким образом определил его судьбу. На самом деле, как проговорился Вашуков, гармошку у Рудакова пришлось купить за четыреста рублей и единственной она точно не была, — престарелый куплетист вполне профессионально занимался реставрацией инструментов.
Не знаю, чему именно научил Бандурина и Вашукова Рудаков, но катастрофических ошибок своего опыта он им не передал. Ведь что с ним случилось? На волне всенародной славы он рассорился с Нечаевым. В 1962 дуэт распался. Артисты пробовали начать сначала с другими партнерами, но даже тень прежнего успеха над ними не витала.
Приблизительно такую же операцию проделали над собой и Бандурин с Вашуковым: слава, концерты, разлад и закат карьеры.
Почему они вообще состоялись? Повторюсь — потому-что пришли на пустующее место. После Рудакова и Нечаева жанр куплета захирел. Казалось, время его ушло навсегда, как сборные концерты — не такие, где вслед за Долиной на сцене спотыкается такая же Лолита, а где после лирической песни вам прочтут стихотворение Пушкина, а после номера «Борьба нанайских мальчиков» станцуют балет. Вплоть до телевизионной эры сборные концерты проходили на сотнях открытых эстрадных площадках ежедневно, и там жанр куплета был в почете.
Поколение Петросяна, Хазанова, Измайлова, задающее тон юмористической эстрады, сборные концерты и связанных с ними куплетистов помнило. Потому явление сравнительно молодых и энергичных Вашукова с Бандуриным было воспринято ими в положительном ключе.
Едва дуэт переехал из Ленинграда в Москву ребят начали раскручивать с небывалой силой, суя в каждую праздничную программу. Бандурин с Вашуковым были везде уместны, и в «Аншлаге» (Кто сбежал из «Аншлага»?), и в «Смаке», и в «Смехопанораме», и в «Кривом зеркале», — концертино в руках, улыбки… А еще отсутствие проблем с репертуаром, ибо нет конкуренции, авторы пишут только под тебя, можно адаптировать классику к современным реалиям, да и самим сочиняется, будь здоров.
В общем, весьма скоро Бандурина и Вашукова знали все. Любили ли? А вот здесь вопрос. Лично я при появлении дуэта приглушал звук телевизора или переключался на другой канал. Сам жанр не вызывал интереса. Кстати, не припомню, чтобы кто-то куплеты Бандурина с Вашуковым цитировал.
По факту, хотя на экране был дуэт, конгломерат куплетистов представлял собой трио. Жена Бандурина нередко выступала в качестве ведущей концерта, а потом стала директором коллектива. Потому странными кажутся рассказы Бандурина, что он получал в два раза меньше Вашукова и потому был вынужден с ним расстаться. Как? Почему меньше при жене — концертном директоре и одинаковой нагрузке?
О расставании было объявлено 6 января 2006 года, после 23 лет совместной работы. Инициатором разрыва стал Бандурин. По словам Вашукова, он даже не знал, что ему нашли замену в лице циркача Сергея Иванова. Все проделали тишком, за спиной.
Почему?
Бандурин объясняет это творческим кризисом.
«В один прекрасный момент мне попалась на глаза кассета с нашего сольного концерта за 1998 год, и я понял, что за восемь лет мы сделали только шесть новых номеров. А это крах. Так мало нельзя работать».
Простите, а как можно?
С новым партнером Ивановым Бандурин тоже работать не смог, тот вернулся в цирк, заставив Николая в возрасте 50+ начать эксперименты с сольным пением.
Вашуков прибежал в «Кривое зеркало», откуда они с Бандуриным незадолго до того ушли. Потом пытался куплетировать в паре с Виленом Лифшицем. Тоже не срослось.
Не то, чтобы жалко дуэт, но ребята сделали глупость — ведь рассекать по весям, будучи в каждой программе желанными они могли до старости.
Ну и жанра жаль, как все уходящее.