«ДВУХЧАСОВОЙ МЯСНОЙ ПАРАД». ПОЧЕМУ ДЖОРДЖ СКОТТ ОТКАЗАЛСЯ ОТ СТАТУЭТКИ «ОСКАРА»
18 октября отмечал день рождения Джордж Скотт (1927-1999), один из немногих «сердитых молодых людей», который в бунте пошел до конца, отказавшись получать заветную для большинства лицедеев оскаровскую статуэтку.
Бунтующее поколение появилось в Голливуде в самый разгар кризиса студийной системы. С одной стороны на кинематограф наступало телевидение, с другой актеры все чаще требовали самостоятельности выбирать роли. Молодая Америка искала себя, отметая родительские авторитеты. В литературе это выразилось образом сэлинджеровского Холдена Колфилда из «Над пропастью во ржи», в музыке ритмами Элвиса, в кино плеядой актеров, то и дело устраивающих себе праздник непослушания.
В истории кинематографа остались бунтари Марлон Брандо (после «Апокалипсиса сегодня» практически прервал карьеру), Джеймс Дин (разбился в автокатастрофе), Монтгомери Клифт (тоже, считай, разбился в автокатастрофе, хотя прожил после нее еще десять лет — Актер, ненавидящий Голливуд), Мэрилин Монро (то ли убита, то ли самоубилась), Пол Ньюман (наиболее адекватный парень из перечисленных, потому играл до конца).
На фоне эскапад звездных детишек, которые требовали по отношению к себе адекватной оценки (то бишь, высоких гонораров и восхищения), бунт Джорджа Скотта протекал в немалой степени из-за издержек актерской профессии. Его бесили, именно бесили производные славы, — повышенное внимание зрителей и прессы. Он признавался, что после волнений, вызванных аплодисментами, возникает ненависть к себе, когда отдаешь отчет, что аплодисменты нравятся.
Характерно, что изначально Скотт грезил вовсе не актерской, а писательской карьерой, и также характерно, что ни одну большую прозаическую вещь он так и не смог дописать, хотя возвращался к писательству всю жизнь. С одной стороны это свидетельствует о желании познать себя, а с другой выдает импульсивность характера, пунктирность мышления, неумение воспринимать все в объеме.
Можно констатировать — Скотту крупно повезло, ибо он со своим конфликтным характером был заточен на трагедию, а вот вывернулся, оставив в кино пару-тройку шедевральных ролей.
Одна из причин везения, — Скотт на кино ставку не делал, отдавая предпочтение театру. Все вышеперечисленные актеры грешили презрением к Голливуду, будучи поклонниками Станиславского, Михаила Чехова и Ли Страсберга. Другое дело, что Монтгомери Клифта и Марлона Брандо просто переломили большими гонорарами, а вот со Скоттом этот номер не прошел.
Первого признания он добился в театре, сыграв шекспировского Ричарда Третьего. Его тут же пригласили в Голливуд, в постановку судебной драмы «Анатомия убийства». За дебютный фильм сходу номинировали на премию «Оскар», как лучшего актера второго плана. Поскольку авторитет еще не был наработан, Скотт промолчал, а премия ушла другому.
Впервые он высказался против оскаровской церемонии два года спустя, когда его номинировали за роль в драме «Мошенник», где главную роль играл Пол Ньюман. Здесь уже Скотт отказался от номинации публично, мол, мне ваше признание, господа академики, не льстит.
В 1964 Скотт появился в фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав», в образе прямолинейного дуболома военного пошиба. Еще даже не видя себя на экране, он начал волноваться, будто роль не получилась, ибо Кубрик заставил чересчур шаржировать образ. Режиссеру стоило огромных трудов успокоить актера.
Если Кубрика Скотт уважал, то с другими многими мало церемонился. Слухи о его капризах ширились, и многие режиссеры попросту Скотта боялись. У актера же все больше развивалась мания скрыться, появляться перед публикой только на сцене, даже малейший отсвет славы его нервировал.
Особой ненавистью Скотта продолжала пользоваться оскаровская церемония, которую он называл «двухчасовым мясным парадом», декларируя, что институт кинонаград унизителен, само соревнование и сравнивание уникальных ролей бессмысленно.
Это было тем более пикантно, что в 1970 году после успеха Скотта в биографической драме «Паттон» киноакадемики просто не могли пройти мимо. Всего «Паттон» взял семь «Оскаров», в том числе наградили Скотта. На церемонию награждения он не пришел, причем о своей неявке оповестил заранее. Статуэтка отправилась в военный институт, где в свое время Паттон учился.
При этом, Скотт не сильно возражал против остальных премий за роль Паттона (получил «Золотой глобус» и BAFTA). Киноакадемики недоумевали, засыпая актера запросами, — почему именно «Оскар» ему не нравится, а «Эмми» он принял с благодарностью? Скотт объяснял, — за отбор на «Эмми» отвечает авторитетное жюри, а не тысячи случайных людей.
Словно на чем-то настаивая, академики выдвинули Скотта на «Оскар» и в следующем году за фильм «Больница».
Скотт даже реакции не дал.
И от него отстали.
В дальнейшем Скотт склонялся в сторону театра, в кино его роли становились случайными и в 1991 он доигрался до номинации «Золотой малины» за фильм «Изгоняющий дьявола 3».
Чуть реабилитироваться удалось ролью капитана «Титаника» в одноименном телесериале.
Светлая память!