Актриса, убедившаяся, что не в «Оскаре» счастье
Сьюзен Хэйворд (1917-1973), голливудская кинозвезда, доказавшая своим творчеством, что премию «Оскар» лучше не воспринимать, как панацею, поскольку вожделенная статуэтка может стать началом конца.
В конце карьеры Сьюзен Хэйворд скажет:
«Вы стремитесь ко всем вещам, которые, как вам сказали, означают славу: богатая жизнь, аплодисменты, уважение со стороны знаменитостей. Когда вы находите, что у вас есть все это, вы вдруг понимаете, что это — ничто, действительно ничто. Это походит на лекарство, действие которого длится только несколько часов, как сонный порошок. Когда действие закончится, вы должны научится жить без его помощи»
Верные слова!
Вот только сама Хэйворд жить без помощи сонного порошка славы не смогла.
Бог дал Эдит Марреннер, так звали девушку изначально, потрясающую внешность. Отец был ирландцем, мать шведкой. Дочка получилась с молочно-белой кожей и огненно-рыжей копной волос.
Бедное, да почти нищее, детство воспитало у девочки решительный, мужской характер. Она рано уяснила, что хочет заработать денег, а надеяться может только на себя.
Жизнь Эдит изменил всеамериканский конкурс на роль Скарлетт О Хара в мегаблокбастере «Унесенные ветром». Сотни девушек ринулись в Голливуд, и Эдит тоже. Скарлетт ей, конечно, играть не дали, но студия заключила с киногеничной дебютанткой контракт. Первым делом девушке подобрали новое имя. Тогда набирала обороты Рита Хейворт и продюсеры решили воспользоваться раскрученным брендом. Так вместо Эдит Марреннер на свет появилась Сьюзен Хэйворд.
Контракт со студией вовсе не означал, что ты станешь звездой. Все зависело не только от личного таланта, но и от того, насколько студия будет правильно тебя позиционировать.
Хэйворд завоевывала экран медленно, но верно. На протяжении военных лет она подыгрывала звездам-мужчинам. Гэри Куперу в «Красавчике Жесте». Джону Уэйну в «Пожнешь бурю». Но приходилось быть на вторых ролях и рядом со звездными женщинами. Наблюдать за игрой Ингрид Бергман в «У Адама было четыре сына». Терпеть выходки Вероники Лейк в «Я женился на ведьме».
Хэйворд не жаловалась, а делала свою работу, понимая, как скоропреходящ звездный час. Те же Ингрид Бергман и Вероника Лейк покинули фабрику звезд со скандалом, тогда как Хэйворд продолжала работать.
В 1944 она сочеталась браком с актером Джессом Баркером. Родила ему двух сыновей-близнецов.
Во второй половине 1940-ых Сьюзен Хэйворд начала погоню за «Оскаром».
Это была именно погоня. Четыре раза вожделенная статуэтка уплывала в последний момент из рук Хэйворд к соперницам.
Хэйворд, однако, нащупала рецепт, который рано или поздно должен был увенчаться победой. В основу фильма ложился бестселлер нон-фикшн, рассказывающий о современнице с трагичной судьбой. Голливуд и тогда ценил фильмы «основанные на реальных событиях».
Первую номинацию Хэйворд получила в 1948 за роль спивающейся певички в фильме «Катастрофа: История падения женщины». «Оскар» тогда получила Лоретта Янг за более дельный фильм «Дочь фермера».
1950 – вторая номинация за малоудачную экранизацию рассказа Сэлинджера «Лапа-растяпа», получившая название «Мое глупое сердце» (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/63850.html). Хэйворд опять играла алкоголичку, но «Оскар» справедливо достался Оливии де Хэвиленд за роль в блестящем фильме «Наследница».
Две номинации на «Оскар» это вам не хухры-мухры. С Хэйворд начинают считаться на студии. Она получает право выбирать сценарии. В эти годы актриса снимается в экранизации «Снегов Килиманджаро» Хемингуэя, известной и советскому зрителю.
В 1953 Хэйворд номинируется третий раз за фильм «С песней в моем сердце». Она сыграла певицу Джейн Фроман, что нашла в себе силы продолжать жизненное шоу, лишившись возможности полноценно передвигаться. Хэйворд получила «Золотой глобус», а «Оскар» опять нет. Статуэтка досталась Ширли Бут за … роль забитой жены алкоголика в картине «Вернись, малютка Шеба».
Карьера шла по нарастающей, вот только жизнь рушилась. Как в буквальном, так и в переносном смысле.
В смысле буквальном — Хэйворд упала в бракоразводный процесс и была вынуждена отстаивать опеку над детьми. Эти нелады спровоцировали у любимицы зрителей и критики попытку самоубийства.
В смысле переносном — Хэйворд ввязалась в съемки фильма «Завоеватель», где ее частый партнер Джон Уэйн изображал Чингизхана.
Это был горький проект, снимавшийся в пустыне недавно пережившей испытание ядерного оружия. Из 220 членов съемочной группы 91 подхватили там рак (в том числе, Джон Уэйн и Хэйворд).
Но пока этого еще никто не знал.
1955 – четвертая номинация за фильм «Я буду плакать завтра». Опять роль реальной алкоголички — скатывающейся в ад актрисы Лилиан Рот. Вновь неполученный «Оскар» провоцирует приступ неуверенности в собственных силах.
До триумфа и конца остался шажок.
Шажок сделан фильмом «Я хочу жить!». Снова реальная героиня — приговоренная за убийство к газовой камере Барбара Грэхем. В 1959 Хэйворд получает вожделенную статуэтку.
И тут же идет на дно.
Каждая ее последующая работа вызывает у критиков зубоскальство. Зритель тоже игнорит фильмы Хэйворд настолько, что всего через пять лет после «Оскара» актриса вынуждена объявить об уходе из большого кино.
Она пыталась спастись в семейной жизни и, казалось, получится. В 1957 Хэйворд вышла замуж за владельца крупного ранчо. Брак был крепким, пока в 1966 супруг не скончался от гепатита. Хэйворд замкнулась в трауре на пять лет.
В 1971 она собиралась вернуться в кино, но тут настигла опухоль головного мозга, спровоцированная, как считают, съемками в «Завоевателе».
В 1975, в возрасте 57 лет умерла актриса, которая хотела и получила «Оскар», вот только счастья он ей не принес.