Зачем так пить?КиноСоветское кино

КАК ПИЛ АЛЕЙНИКОВ

Актер Петр Алейников (1914-1965) умер рано, а слава, вернее, работа ушла от него еще раньше.

Поговорим сегодня о проблемах актера, который завоевал страну обаянием и, к сожалению, выяснил, что долго на одном обаянии в творчестве не протянешь.

Казалось бы, Алейников должен быть сильным. Ведь рано потеряв родителей, он прошел детдом, а это та еще закалка. Да и создание в пятнадцатилетнем возрасте собственного драматического кружка (был в биографии Алейникова такой факт) требует определенных черт диктатора.

С чертами диктатора все у Алейникова было в порядке. Просто под влиянием обстоятельств они не привели к чему-то путному, выродившись в эгоистическое чудачество. 

Почему так произошло?

Потому — что Алейников оказался больным человеком.

Смотрите, какой парадокс: через всю биографию Алейникова прослеживаются истории о пьянстве актера. Но когда после смерти народного любимца хирург Баснер вскрыл тело, то нашел совершенно здоровую печень. Тут-то и выяснилось, что пьянство актера не имело отношения к алкоголизму в чистом виде. Алейников просто улетал с первой же рюмки. Пить ему не следовало категорически.

Но для Алейникова спиртное стало средством бегства от реальности, причем, с первых же шагов в профессии.

В 1934 году Алейников снимается в фильме своего учителя Сергея Герасимова «Люблю ли тебя?» В главной роли Тамара Макарова, в которую юноша преданно влюблен. В процессе съемок Макарова выходит замуж за Герасимова. Как на это реагирует начинающий актер? Он запивает и бросает творческую группу, теряя роль.

"СЕМЕРО СМЕЛЫХ"
«СЕМЕРО СМЕЛЫХ»

Хорошо, что Герасимов оказался человеком терпеливым и пригласил Алейникова в следующую картину «Семеро смелых». С этого фильма началась актерская слава, упроченная картинами «Большая жизнь» и «Трактористы». Кстати, с «Трактористов» Алейников тоже чуть не слетел. Пырьев несколько раз порывался уволить его за пьяные загулы и в дальнейшем, несмотря на успех роли, Петра Мартыновича не снимал.

"ТРАКТОРИСТЫ"
«ТРАКТОРИСТЫ»

Амплуа Алейникова можно определить как «парень с нашего двора». Сие амплуа актер либо перерастает, либо тормозится в карьере. Примеров сломанных «парней» десятки: Леонид Харитонов, Сергей Гурзо, Юрий Белов. Сюда же можно приплюсовать весельчака и балагура Алейникова. 

К 1946 году, когда положение из нормального стало критическим, за плечами Алейникова десятки картин, правда, главные роли сыграл он всего в трех: «Конек-горбунок» Роу, «Небо Москвы» Райзмана и «Шуми, городок» Садковича.

"КОНЕК-ГОРБУНОК"
«КОНЕК-ГОРБУНОК»

Практически во всех фильмах Алейников изображал себя. Мемуаристы сходятся в том, что он неотделим от своих героев. Это может и хорошо, но качественному творческому скачку вряд ли способствует. 

Скачок же требовался, ведь Алейников был не травести, а парень с нашего двора тридцати лет выглядит нелепо. 

Положение усугублялось тем, что театр не занимал в жизни Алейникова существенного места. Он числился в труппе театра Киноактера, но почти там не играл. 

1946 год стал переломным для карьеры кумира. Во-первых, легла на полку вторая серия «Большой жизни», где он продублировал принесший ему славу образ Вани Курского. Во-вторых, зритель не принял Алейникова в роли Александра Пушкина, которого он сыграл в фильме «Глинка». 

Незадачи в карьере упали на общее малокартинье, а Алейников еще усугубил ситуацию, потеряв из-за пьянства роль в фильме «Адмирал Нахимов». После пресловутого «Глинки» он до 1955 года снялся всего в трех картинах. 

Зарабатывал Алейников на встречах со зрителями, но даже это делал с присущим ему раздолбайством, не в силах составить нормальный репертуар. Анатолий Равикович в своих мемуарах приводит монолог Бориса Андреева, отвечающего на вопрос: «Каков был Алейников?»

«Петька-то? Весёлым, но ленивым до крайности. Нас тогда без конца приглашали выступать на всяких праздничных концертах. Так он, подлец, не хотел выучить никакого рассказа или стихотворения. Как во ВГИКе выучил к экзаменам «Ленин и печник» Твардовского, так и читал его на весх концертах всю жизнь. Приедем, к примеру, в железнодорожное депо выступать к 7 ноября. У него спрашивают:

-Вас как объявить? Вы что читать будете?

-А кто у нас в зале сегодня?

-Железнодорожники: стрелочники, смазочники, машинисты.

-А… железнодорожники. Ага, ага… Прочту я им сегодня… Да. Точно. «Ленин и печник».

Приезжаем в институт.

-Что читать будете?

-А кто у нас сегодня зрители?

-Студенты, преподаватели.

-А, студенты. Вот что! Думаю, что будет в самый раз, если я прочту им «Ленин и печник». 

И вот так всю жизнь»

"БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ"
«БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ»

Разгул дал себя знать. Актер перенес операцию на ноги, из-за мокрого плеврита ему удалили легкое. Одному из друзей Алейников признался:

«Мне не пить нельзя. Если, понимаешь, я вовремя не выпью – мне хана: задохнусь я, понимаешь. У меня, когда срок я пропущу, одышка жуткая, как у астматика, а выпью – и отойдет, отхлынет. У меня, понимаешь, в душе – гора, не продохнуть, не перешагнуть, не перемахнуть. Боря Андреев – вон какой здоровый, а с меня чего взять-то? Иной раз думаю: неужто один я такой непутевый да неуемный, а погляжу на улицу или в зал – ведь всем дышать нечем, всем, но они, дураки, терпят, а я пью и не терплю. У меня бабушка казачка была, вот я и буду пить, а не терпеть». 

Между тем, в жизнь Алейникова вернулось кино, но звоночек, прозвучавший на картине «Глинка», оказался стойким: в новом качестве зритель Алейникова не принял. У него было несколько крепких драматических ролей в фильмах «Земля и люди», «Отчий дом», «Утоление жажды», но событиями картины становились не от участия в них кумира прошлых лет. 

"ОТЧИЙ ДОМ"
«ОТЧИЙ ДОМ»

Вредные привычки актер, к сожалению, не бросил, продолжая испытывать терпение кинопроизводства. Из-за загула в 1964 его вычислили из фильма «Стежки-дорожки». 

Умер нестарым еще человеком, едва перевалив полувековой рубеж.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»