Война сестричек

22 октября родилась Джоан Фонтейн (1917-2013), актриса, первая голливудская «блондинка» Хичкока, вошедшая в историю сплетен нешуточным соперничеством с сестрой Оливией де Хэвиленд.
Кровная вражда вещь вообще бескомпромиссная, поскольку дерутся люди одного менталитета и воспитания. Здесь нередки проявления такого жестокого эгоизма, что куда уж там животным.
К тому же, скажем прямо, сестренкам было чем и за что мериться.
Оливия родилась на полтора года раньше Джоан и забрала все плюшки.
Мать — театральная актриса Лилиан Фонтейн, отдала всю любовь ей и Оливия быстренько усвоила, что она главнее. С тех пор Джоан пришлось несладко.
Если проанализировать ее воспоминания, то видно, — наличествовало обычное рубилово, которое минует редкую семью с девочками-погодками. Как правило, с возрастом все эти «Я лучше! Почему ей, а не мне? Почему она, а не я?» сглаживаются.
Оливия любила доводить сестру до истерики, рассказывая о мучениях Христа и прочие ужасы.
В девять лет составила шуточное завещание, где оставила «бедняжке Джоан» свою красоту, замечая, что «это все же лучше, чем ничего».
Одежда переходила от старшей к младшей. Как-то Оливия нарочно изрезала платья. Джоан пришлось заняться шитьем, ибо никто ей новую обновку покупать не собирался.
Неудивительно, что в 15 лет Джоан просто сбежала от сестры и матери к отцу, который жил в Японии.
Вернувшись через два года, Джоан обнаружила, что Оливия за время разлуки стала кинозвездой. Снявшись в приключенческом фильме «Капитан Блад» в паре с Эрролом Флинном Оливия де Хэвиленд быстро набрала популярность. Ее картины с Флинном «Приключения Робин Гуда», «Атака легкой кавалерии», «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» — красочные, помпезные, дорогие — очень нравились зрителям.
В 1939 Оливия де Хэвиленд покорив продюсера Дэвида Сэлзника получила самую известную свою роль, — Мелани Уилкс в мегаблокбастере «Унесенные ветром».

Мать выступала ассистенткой Оливии, взвалив на Джоан обязанность подвозить сестру до съемочной площадки.
Но Джоан не собиралась вечно бегать за сестрой хвостиком. Ей хотелось тоже попробовать себя в кинобизнесе.
Неизвестна реакция на это Оливии, но мать отреагировала жестко, заставив Джоан разрыдаться.
«Ты не будешь мешать Оливии. Одной де Хэвиленд на экране достаточно! Я не хочу ничего слышать об актрисе Джоан де Хэвиленд»
Пришлось Джоан использовать сценический псевдоним матери – Фонтейн.
Получив контракт со студией «РКО» Джоан Фонтейн пять лет барахталась в пучине мелких фильмов, не в силах достичь звездного статуса. Шанс представил ей тот же Дэвид Сэлзник. После «Унесенных ветром» он задумал перетащить в Голливуд гения британского саспенса Альфреда Хичкока. Для дебюта маэстро был выбран бестселлер Дафны Дюморье «Ребекка».

Джоан блистательно исполнила роль а-ля «девушка в беде» во многом предопределив свое амплуа. Последовала номинация на «Оскар», в тот раз для Джоан неудачная.
А вот уже в следующем, 1942 году, Джоан и Оливия номинировались на «Оскар» за «Лучшую женскую роль», идя ноздря в ноздрю. В активе Фонтейн был второй голливудский фильм Хичкока «Подозрение», а Хэвиленд представляла драму «Задержите рассвет». Таблоиды радостно повизгивали, да еще Джоан устроила репортерам шоу. Получив «Оскар», она оттолкнула протянутые для объятий руки сестры, устремляясь на сцену за статуэткой.

Вечно обиженная Джоан взяла реванш, и успокаиваться не желала, всячески третируя Оливию. Она умудрилась обскакать ее и на брачном фронте, выйдя замуж первой. Да, брак с актером Брайном Ахерном сложился неудачно, но у Оливии дела обстояли еще хуже. Ее муж писатель Маркус Гудрих безуспешно пытался стать голливудским сценаристом и жил на гонорары жены, над чем Джоан насмехалась при любом удобном случае.
Вообще, если бы возникла необходимость взять чью-либо сторону, я бы встал на сторону Оливии. И как актриса она была более многопланова, и как человек выглядела приличнее. Ведь это от Джоан развелось четыре мужа, и сбежала, не выдержав диктата, приемная дочь.
Касаемо дел творческих — Фонтейн неплохо сыграла в экранизации «Джейн Эйр», а, главное, в «Письме незнакомки» Макса Офюльса. Но карьера ее неуклонно двигалась вниз. Хэвиленд же держалась бодрячком, добиваясь воистину драматических ролей. В результате она обошла сестру по количеству «Оскаров», получив целых две статуэтки: в 1947 году за фильм «Каждому свое» и в 1950 за фильм «Наследница». Теперь она даже не посмотрела в сторону сестры, всходя на сцену за статуэткой.

Бесповоротно развела сестер смерть матери. Она умерла на руках любимой Оливии, а Джоан даже не присутствовала на похоронах. Почему — вопрос открытый. Хэвиленд настаивала, что сестра была оповещена вовремя и просто включила игнор. Фонтейн доказывала, что смерть мамы от нее скрыли.
Больше сестры не разговаривали, всячески избегая общения. Фонтейн продолжала отпускать в адрес сестры едкие замечания. В одном из интервью она сказала:
«Я первой вышла замуж, получила «Оскар» прежде чем Оливия, и если я умру первой, то она несомненно будет в ярости, потому что я опережу её и в этом»
Опередила…
Оливия дожила до 104 лет, а вот Джоан ушла в 97.
Старшая сестра выразила соболезнование по поводу смерти младшей.