Почему одна из самых популярных девочек Советского экрана оставила кинематограф
Маргарита Сергеечева была одной из самых популярных девочек Советского экрана.
В кино она попала волею случая, когда пришла с мамой на дневной спектакль БДТ.
Шестилетняя девочка забрела за кулисы, где столкнулась с Ефимом Копеляном. Разговорились и, будучи впечатлен контактностью Риты, Копелян привел ее на «Ленфильм», в отдел дубляжа иностранных картин. В детском фильме «Покупаем пожарную машину» (ГДР), нужно было озвучить мальчика. Рита сходу попала в артикуляцию, поразив даже бывалых актеров.
Она дебютировала на экране в ряде короткометражек по «Денискиным рассказам» Драгунского (Дениски Кораблевы). Снимали их разные режиссеры, задействуя в роли Дениски каждый своих фаворитов, но Рита перебегала из фильма в фильм, коих всего было четыре (самый известный «Где это видано, где это слыхано»).
Этот цикл не принес Рите особой славы, зато подарил встречу с режиссером Аян Шахмалиевой в короткометражке «Капитан».
Шахмалиева готовилась снимать телефильм «Странные взрослые», где больше чем половину успеха гарантировал правильный выбор ребенка на главную роль. Попробовав Риту в паре с Львом Дуровым, Шахмалиева поняла: она! Дуров тоже был впечатлен настолько, что отстаивал Сергеечеву на всех худсоветах.
«Странные взрослые» рассказывали о семейной бездетной паре (эти роли сыграли супруги по жизни Лев Дуров и Ирина Кириченко), которая берет из детдома девочку. Девятилетняя максималистка оказывается в огромной питерской коммуналке, где сталкивается с вещами непонятными, включая обывательскую страсть к вещам, разделение на «мое» — «твое».
Героиня Сергеечевой берет начало от бескомпромиссных коммунарок (ключевой эпизод фильма – детдомовка уводит детей со двора смотреть «Аврору»).
О наследницах духа великих двадцатых пишет в это время сценарий «Девочка Надя, что тебе надо?» Шпаликов, приходя к неутешительным выводам. В «Странных взрослых» ситуация разрешается лайтовей, но ведь ясно же, что победа эта минутна. Коммунизм будет побит канарейками. А еще шарфами, корытами, прочими вещами нужными для жизни, но не способными заменить великую идею, выводящую человека из животного состояния вечного потребления.
Сергеечева естественна в каждом жесте.
«Странные взрослые» не только лучшая картина актрисы, по мне так это один из самых недооцененных фильмов «застоя».
В детской среде Сергеечева стала узнаваемой не после проблемных «Странных взрослых», а после сказки «Пока бьют часы» и особенно фильма «Четвертая высота». В «Четвертой высоте» Рита сыграла еще одну коммунарку в детстве — Гулю Королеву, подающую надежды актрису, погибшую на войне.
«Четвертая высота» может и не так бы запомнилась, но она попала в категорию фильмов, которые телевидение снабдило субтитрами для слабослышащих. Фильмов таких было мало, а показывали их раз в неделю, в дневные будни. В результате по средам, кажется, весь наш класс после уроков бежал домой, чтобы успеть еще раз насладиться «Пятнадцатилетним капитаном», «Всадником без головы», «Приключениями принца Флоризеля», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» или «Четвертой высотой». Каждая из этих картин в год успевала прокатиться по телеку три раза минимум.
А в 1978 в жизни Риты снова возникает Аян Шахмалиева. В телефильме «Дети как дети» равноправным партнером Риты выступил ее ровесник Никита Михайловский, чуть позже порвавший страну фильмом «Вам и не снилось». Драма об угловатых подростках – детей одного отца от разных матерей, которые пытаются наладить отношения, получила большой резонанс.
Следующий фильм дуэта Сергеечева + Шахмалиева «Свет в окне» такого успеха не имел, но Рита и Юрий Соломин в роли ее отца определенно хорошо сыграли.
К этому времени Сергеечева сделала ставку на дальнейшую актерскую карьеру. Она поступила в ЛГИТМиК.
Несмотря на явную одаренность, педагоги прогнозировали, что в театре у Риты могут быть серьезные проблемы: рост девушки составлял всего полтора метра, обрекая ее на вечное амплуа инженю. С кино дела могли сложиться получше.
Закончив в 1984 году институт с отличием, Сергеечева переехала в Москву. Там ее ждал творческий и семейный тандем с режиссером Рудольфом Фрунтовым. Тот был старше на двадцать с лишним лет и находился на вершине творческого взлета, сняв боевик «Ларец Марии Медичи».
Семейная пара сделала фильмы «Жил отважный капитан», «Про любовь, дружбу и судьбу», «Дураки умирают по пятницам». Более-менее на слуху остался только третий.
Карьера Риты явно не задавалась. Особенно это заметно по комедии Эйрамджана «За прекрасных дам», где на фоне «нормальных теток» Цыплаковой, Розановой и Шмелевой Сергеечева смотрелась, мягко говоря, странновато.
Сергеечева приняла мужественное решение уйти из актерской профессии. Маленький рост и «мальчуковость» безнадежно обрезали диапазон, да и кинопроизводство по всей стране накрывалось медным тазом.
Идя по семейным стопам, Сергеечева заканчивает мединститут, и более десяти лет работает на «скорой».
В 2007 Сергеечева перенесла инсульт. Требовалась сложная операция, а пенсию по инвалидности государство назначило такую, что о ней даже стыдно говорить. После того, как Маргарита вышла из подполья в ток-шоу «Пусть говорят» положение, слава Богу, выправилось.
Можно пожелать актрисе толь ко здоровья!