КОРОТКИЙ БРАК ЖАРОВА И ЦЕЛИКОВСКОЙ
27 октября родился Михаил Жаров (1899-1981), актер, не нуждающийся в представлении.
Семейная жизнь его, в отличие от творческой, долго не складывалась.
Только в четвертом, последнем браке, нашел Жаров позднее счастье.
Но поговорим сегодня о его браке третьем, самом знаменитом, с красавицей Людмилой Целиковской.
Жаров и Целиковская сошлись на съемочной площадке фильма «Воздушный извозчик». Мелодрама, в ходе которой летчик (Жаров) влюбляется в оперную певицу (Целиковская) произвела на фронтах фурор. Жарова и Целиковскую отправили с фильмом на «военные гастроли». Они ездили по частям, представляя картину и давая концерты. Творческий союз неумолимо прогрессировал в семейный.
Естественно, все протекало непросто. Оба были на виду страны и состояли в законных браках. Жена Жарова Людмила Полянская по воспоминаниям племянницы актера не сильно мужа ценила.
«Люда Полянская предпочитала по вечерам раскладывать с матерью пасьянсы, и когда кормилец возвращался домой после двух смен в павильоне, то заставал скучающих дам и… никакого ужина. При этом теща делала еще недовольное лицо»
А вот муж Людмилы Целиковской, писатель Борис Войтехов, возможно, сильно ее любил. Во всяком случае, самолюбие его пострадало.
Поведение Войтехова Целиковская разнесла в письме к отцу. Приведу выдержки:
«Дело в том, что здесь, в Алма-Ате, я очень сильно полюбила одного человека. Я очень долго боролась с этим, не желая обманывать Б.И. Я поехала в Москву, желая как-нибудь закрепить свою семью с ним. И эта-то поездка решила все. Когда я вернулась из Москвы, я поняла, насколько тщетно все это, когда мне нет жизни без М.И.Жарова. …
И я решила, наконец, написать Б. И. письмо, где без резкости, по-товарищески все объяснила. Но Войтехов — я не знаю, чем это объяснить, уж ни в коем случае не громадной любовью ко мне — стал вести себя ужасно оскорбительно, нечестно и недостойно. Он присылал мне телеграммы (и не только мне, а своим друзьям здешним) приблизительно такого содержания: «Роман алма-атинской Сильвы с всемирно известным котлом (!) меня не удивил», «Возмущен вероломством и бесстыдством». Причем, не ограничиваясь этим, он прислал все мои письма, которые я ему писала, на имя Мих. Ив., вдобавок потребовал через ЦК комсомола все свои вещи, кот. мне привезли из Омска, как будто бы я жулик и собираюсь их присвоить. Потом всяческие телеграммы о том, что «берегитесь», «ждите беспощадности» и т.д. И это мужчина, кот. был моим мужем. Мне стыдно об этом вспомнить. Нашел кому грозить и делать гадости! И за что? За то, что я честно ему написала, что не могу быть более его женой? Это с одной стороны. С другой, когда разыгралась трагедия, кот. тянулась весь январь и февраль, ты не представляешь, какими сплетнями меня и Мих. Ив. здесь окружили. Когда он пришел и тоже сказал своей жене, что не может без меня жить, поднялась вся бабская свора, которая выдумывала про меня гадости, о которых стыдно писать, вскрывали мои телеграммы и письма, писали ему и мне анонимки.
Папусенька, мой милый, ты не знаешь, сколько слез я пролила потом. Мих. Ив. свалился и пролежал полтора месяца в больнице с воспалением легких. Я каждый день бегала по два раза туда узнавать, жив ли он.
…Может быть, и тебя Войтехов вооружил против меня? Потому что, кроме того что он издержался вконец, он матери послал ряд телеграмм, где хотел вооружить ее против меня. Я, конечно, понимаю, что с точки зрения общепринятой морали третий муж в 23 года — наверное, плохо. Но я считаю, что лучше честно уходить, когда чувствуешь, что не любишь больше человека. И что гораздо хуже заводить романы «втихаря». И я даже рада, что все так случилось, обнаружила истинное лицо Войтехова, неблагородное, бабское и тщеславное…»
Да, разница в возрасте 20 лет, творческий террариум, «Она его использует», «Он повёлся». Но постепенно все устаканилось.
В первую очередь брак Жарова и Целиковской оказался союзом творческим. Жаров проталкивал пусть популярную, но все же молодую, не нарастившую жирок актрису в проекты, где сам снимался.
Так Людмила оказалась в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». На роль царицы Анастасии Эйзенштейн рассматривал кандидатуру Галины Улановой, но балерину не отпустил Большой театр. Играющий у Эйзенштейна Малюту Скуратова Жаров убедил мэтра в кандидатуре Людмилы.
В этой роли Целиковская дюже не понравилась Сталину. Он вычеркнул ее из списка кандидатов на премию своего имени, а в личном разговоре хамски заметил: «Царицы такими не бывают!»
Две другие картины с участием Жарова и Целиковской — комедия Константина Юдина (именно он снял Людмилу в «Сердцах четырех») «Близнецы» и фильм самого Жарова «Беспокойное хозяйство» — оказались популярными у зрителей, а вот критики раздолбали их в пух и прах.
Особенно досталось «Беспокойному хозяйству», поскольку Жаров не учел конъюнктуру. Съемки комедии о ложном военном аэродроме начались во время войны, когда фашисты изображались в виде карикатурном, а вышел фильм, в другой обстановке, — мы уже победили опасного врага. В США «Беспокойное хозяйство» прокатывалось под названием «Веселая война». Наряду с «Небесным тихоходом» фильм Жарова стал объектом для критики номер один.
После войны для семейной пары вообще настали не очень хорошие времена.
Во-первых, наступило малокартинье, а во-вторых, никак не выходило завести детей. Целиковской подкатывало под тридцать, она чувствовала как уходит время, грозя оставить ее в старости одинокой.
Брак распался, когда Целиковская ушла с головой в новую любовь с архитектором Каро Алабяном, которую скрывать не стала.
Жаров очень сильно переживал. Слухи о его несчастьях даже в народ пошли. Поговаривали, что, пытаясь удержать Целиковскую, актер отвалил чемодан денег за черный жемчуг, а она все равно… фифа какая!
И, конечно, опять расплясались околотворческие гадюки. В театре Вахтангова, где работала Целиковская, устроили над актрисой товарищеский суд.
С Алабяном Целиковская проживет 11 лет, до его смерти. Потом будет трудный роман с Юрием Любимовым.
На склоне лет актриса признает, что первые два ее брака были ошибками молодости, а больше всех любил ее Михаил Жаров.