КиноСоветское кино

Спуск под уклон Сергея Гурзо

Молодого Сергея Гурзо (1926-1974) зритель на руках носил. Гурзо не понимал, что это аванс, слишком легко, с первой же картины, далась ему слава. 

Сын Сергея Гурзо, тоже актер, сетует:

«…дед моего отца – Михаил Кудрявцев – был священнослужителем. По семейной легенде, прадед разозлился, когда его дочь Валентина вышла за еврея Сафрона Гурзо (это мой дед по отцу). Не дал своего благословения на этот брак, и даже проклял дочь.

Возможно, от этого проклятия все наши беды? У Инны, папиной сестры, единственный сын молодым погиб. Нет детей ни у меня, ни у моей сестренки Натальи. Заканчивается род Гурзо»

Заканчивается род Гурзо.

А начиналось все очень даже неплохо. 

Отец Сергея врачевал, мать преподавала точные науки в Гнесинке. Дядя — Иван Кудрявцев – был народным артистом. Играл в студии Вахтангова, откуда перешел во МХАТ. Первый исполнитель роли Николки в «Дни Турбиных», Алеша и старец Зосима в «Братьях Карамазовых», Вронский в «Анне Карениной», Серебряков в «Дяде Ване». Может, кто вспомнит его Крамского в фильме «Василий Суриков».

Сергей был мальчиком из благополучной семьи, что на характере не сказывалось. Обычный, незаносчивый парень, любящий больше пошляться на улице, нежели сидеть за партой.

В шестнадцать лет Гурзо ушел добровольцем на фронт. Получил ранение. Во ВГИК поступал, опираясь на костыль. Поступил сразу. Женился на однокурснице Надежде Самсоновой. Впоследствии штатная актриса студии Горького, снималась много, но идентифицировать ее по какой-то одной роли сложно. Принцесса в «Королевстве кривых зеркал», буфетчица в «Когда деревья были большими», старушка в фильме «Усатый нянь». 

САМСОНОВА (КРАЙНЯЯ СПРАВА) В "КОРОЛЕВСТВЕ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ"
САМСОНОВА (КРАЙНЯЯ СПРАВА) В «КОРОЛЕВСТВЕ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ»

В 1947 у супругов родились двойняшки. Дочка Наталья и сын Сергей тоже стали актерами, повторив тихую мамину судьбу (Наталью, впрочем, зритель помнит хотя бы по фильму «Гараж»).

А вот у папы судьба вышла громкая, пусть и трагическая. 

Сергей Гурзо проснулся знаменитым после премьеры фильма «Молодая гвардия», где сыграл Серегу Тюленина. Именно Серегу, свойского парня, который и подвиги совершает хулигански — весело. И хотя рядом с Гурзо в фильме этом блистал будущий свет советского кинематографа Инна Макарова, Нонна Мордюкова («У НЕГО БЫЛ ОДИН НЕДОСТАТОК — ОН МЕНЯ НЕ ЛЮБИЛ…», — ПРЕТЕНЗИИ МОРДЮКОВОЙ К ТИХОНОВУ), Георгий Юматов, Людмила Шагалова, Сергей Бондарчук, Тамара Носова, Клара Лучко, Евгений Моргунов (Почему потеряв роль «Бывалого» в кино, Моргунов начал играть ее в жизни?), особой любовью зрителей пользовался Гурзо. 

В 1949 году Сергей получил за Тюленина Сталинскую премию, наряду с однокурсниками Мордюковой, Шагаловой, Макаровой и Ивановым. Кстати, за два года до того Сталинкой был награжден его дядя за роль в спектакле «Победители». 

Дальше Сергею фартило невероятно. Пока его коллеги-сверстники по Сталинской премии годами ждали, когда их снова позовут в кино, Гурзо снимался в главных ролях. Причем, это были смотрибельные, приключенческие ленты, такие как «В мирные дни», «Смелые люди», «Застава в горах». В 1951 за «Смелых людей» Гурзо получил еще одну Сталинскую премию. 

"СМЕЛЫЕ ЛЮДИ"
«СМЕЛЫЕ ЛЮДИ»

На волне популярности актер начал попивать.

Надежда Самсонова рассказывала:

«К сожалению, Сережа пил. Но алкоголиком никогда не был. Хотя попытки лечиться делались. На съемочных площадках и гулянках мы находились всегда вместе. Без моей поддержки он жить не мог. Возможно, поэтому я не сделала карьеры в искусстве. Там, где появлялся Гурзо, обязательно накрывались столы и образовывались компании. Ящикам с вином и водкой не видно было конца. Каждый встречный-поперечный мечтал выпить со знаменитостью. Иногда во время бурных застолий находила в себе силы сказать: «Стоп, ребята! Все уходят!» Сережа никогда этому не препятствовал»

"ЗАСТАВА В ГОРАХ"
«ЗАСТАВА В ГОРАХ»

Когда в пьяном загуле Сергей сорвал спектакль, его выгнали из Театра-студии киноактера, что оказалось некстати, ибо снимать в кино его тоже как-то прекратили. После «Заставы в горах» (1953) возник простой в три года и вернулся Гурзо отнюдь не на главные роли. В сей момент возник шанс второй волны, благо Сергей Антонов написал под актера сценарий «Дело было в Пенькове». Картина обещала стать хитом и стала, только там Гурзо там не снимался.

Что же случилось?

Семья во всем винит Вячеслава Тихонова, друга Сергея со студенческой скамьи. Гурзо всюду Тихонова проталкивал, тащил в свои проекты, а тот… Послушаем жену.

«Самую страшную подлость Тихонов совершил в те времена, когда специально для Гурзо был написан сценарий фильма «Дело было в Пенькове». На студии имени Горького об этом знали. После того как текст попал к Станиславу Ростоцкому, Тихонов пришел к нему и заявил: «Если будешь снимать Гурзо, он испортит фильм, поскольку жутко пьет». А Сережа в то время на грани срыва не был. Может, эта подлость его окончательно и сломила?»

Как бы то ни было, «Дело было в Пенькове» стал для Тихонова первым знаковым фильмом. 

Дела же Сергея продолжали ухудшаться. Трындец пришел, когда актер обругал министра культуры Фурцеву. Он напросился на прием с целью выбить квартиру, все-таки двое детей, и услышал: «А нечего было столько рожать». Ответил соответственно и попал в черный список. 

Снимать Сергея перестали, но Тюленина народ не забыл. Гурзо прекрасно зарабатывал на концертах-встречах со зрителями.

Он рассказывал:

«Сидим в гостинице в Якутии, заходят организаторы нашей гастроли. Вываливают деньги из мешков – огромную кучу. Нам, артистам по стакану водки наливают. «Раз-два-три-пять – выпиваем! Залпом!» А дальше надо было из этой кучи себе денег взять – сколько успеешь до того, как на полу не останется ни банкноты»

Нездоровый, хотя и красивый образ жизни, продолжал толкать актера под уклон. Скоро он потерял и семью, и родной город. Жена выписала беспутного мужа из квартиры, он уехал в Ленинград, где попытался создать новую ячейку общества с актрисой Ириной Губановой. Девушка младше на четырнадцать лет не могла переформатировать взрослого гулящего мужика, брак скоро распался. 

Несмотря на… Гурзо еще питал призрачные надежды стать… режиссером. Даже набрался сил снять короткометражку. 

Умер , не дожив до пятидесяти, и зритель еще раз продемонстрировал свою любовь. Хотя официальных сообщений о кончине Гурзо не появлялось, проводить «Серегу Тюленина» в последний путь пришла толпа народу.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»