ПОЧЕМУ БРОСИЛИ СНИМАТЬ В КИНО ЗВЕЗДУ «БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ»
О Наталье Богуновой (1948-2013) пресса вдруг вспомнила, стоило ей скоропостижно скончаться за границей.
При жизни эта актриса, отпугивала бравую журналистскую братию как минимум нестандартными умозаключениями.
Богунова представляла собой тип актрис, что счастливо начинают, да быстро заканчивают. Она была ориентирована на свет и юность, трогательный показ первых чувств, пробуждающейся женственности, хрупкой поэзии, которая, хотелось бы верить, не будет затронута пошлым бытом, не подчинится ему.
В случае с Богуновой поэзия действительно не подчинилась быту. Она мутировала, а вот к благу ли пошло это носительнице дара?
Изначально Наталья мечтала о балете, учась в хореографическом училище, но в 15 лет дебютировала в фильме Игоря Таланкина «Вступление». Богунова пришлась ко двору кинематографу оттепели, от Таланкина попала на площадку фильма «До свидания, мальчики!», оттуда в тихий шедевр Юлия Файта «Мальчик и девочка», экранизацию Грина «Бегущая по волнам». Все эти роли Наталья сыграла не достигнув двадцатилетнего возраста.
За съемками девушка забыла о балете, набрала вес.
Как итог, поступила во ВГИК.
Училась у Бориса Бабочкина, который ценил ее талант предельно высоко, составив протекцию в Театр им. Моссовета. Вгиковских выпускников в театры брали без особой охоты, считалось — у них другая школа. Богунову, однако, взяли.
Не знаю, насколько занимали ее в труппе, а в кино у Натальи все шло, как у актрисы похожего типажа Инны Гулая: юность уходила, забирая с собой химию. И никаким наработанным профессионализмом магию семнадцати лет вернуть было нельзя.
Подобно Гулая Богунова получила профессиональный удар от режиссера Кулиджанова. В свое время Кулиджанов снял Инну в фильме «Когда деревья были большими». В 1968 Кулиджанов готовился к экранизации «Преступления и наказания». Он отказал Гулая в роли Сонечки Мармеладовой, утвердив Богунову.
В процессе съемок заменил Богунову на Татьяну Бедову, не вдаваясь в объяснения причин.
Какое-то время казалось, что Богунова обретет второе дыхание. Она сыграла жену Ганжи в многосерийке «Большая перемена» (ПОЧЕМУ МИХАИЛ КОНОНОВ НЕ ЛЮБИЛ «БОЛЬШУЮ ПЕРЕМЕНУ») и то был успех. Нынешний широкий зритель помнит Богунову по «Большой перемене», а не по первым поэтическим, тонко сделанным ролям.
Партнера Натальи по фильмам Николая Бурляева (ХОРОШИЙ АКТЕР НЕВЕДОМО ЗАЧЕМ СТАВШИЙ ПЛОХИМ РЕЖИССЕРОМ) данное положение не устраивает.
«Богунова начинала с ролей чистых, юных и воздушных героинь, но потом была «Большая перемена», сыграв в которой она как актриса подписала себе смертный приговор. Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьезным».
Наталья сыграла еще главную женскую роль в сказке по Маршаку «Умные вещи». Больше знаковых ролей судьба ей не предоставила.
Опять пошли неудачи. Богунову сперва утвердили, а потом сняли с роли в фильме «Единственная», заменив на Елену Проклову.
Есть и еще одно сходство Натальи с Гулая. Обе, не будем говорить сошли с ума, скажем: душевно заболели.
Вряд ли характер Богуновой начал портиться из-за отсутствия ролей. Ее однокурсники по ВГИКу уже характеризуют Наталью как особу скрытную, с тяжелым характером, трудно идущую на контакт. Она была лишена субординации по отношению к старым актрисам Моссовета, величая наводящую на всех ужас Марецкую просто «Верочкой»; могла уйти во время репетиции. По свидетельству Валентины Талызиной: «В первый раз ее увезли в психбольницу прямо из театра».
Богунова ложилась в клинику не один раз.
Чем характеризовалось странное, неудобное поведение актрисы?
Манией преследования. Женщине казалось, что в ее отсутствие кто-то проникает в квартиру. Постоянно пропадали вещи, и она обвиняла в кражах коллег, соседей, друзей. Одна из причин, почему журналистам не советовали с актрисой связываться как раз в этом: от обвинений Богуновой никто застрахован не был.
Хуже всего, не оказалось рядом надежного плеча. В браке Богунова была всего раз, в молодости, с режиссером Стефановичем. Развелись, не заведя детей.
В 1987 пришлось уйти из театра. Наталье не исполнилось еще и сорока.
После смерти матери, которая выпала из окна квартиры, и так нездоровая Богунова пережила депрессию. Воспользовавшись этим, к ней подкатили ушлые люди, попытавшиеся присвоить квартиру актрисы. Как-то удалось с помощью Союза кинематографистов Наталью защитить.
Празднуя победу, Богунова поехала отдохнуть на остров Крит. В отеле обратили внимание на ее странное поведение и принудительно госпитализировали.
Скончалась она 9 августа, Союз кинематографистов поставили в известность только 12 числа. Тело отправили сперва в Афины, потом через Стамбул в Москву. Все это вызвало массу вопросов, но медицинская экспертиза показала: умерла Наталья от инфаркта миокарда.
Светлая память!