КиноСоветское кино

Самоубийственное кино Фроси Бурлаковой

25 апреля, накануне Светлого праздника Пасхи, покончила с собой актриса Екатерина Савинова, незабвенная Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» (1926-1970).

Савинова это как раз тот случай, когда природный, не привыкший к долгим рассусоливаниям талант пытается состояться в той области, куда не пускают его не просто люди, а сама судьба.

Вырвавшись из глубокой сибирской глубинки, Савинова признавала только один вид актерского искусства, в глубинке доступный. Ага, самый массовый… «Киношку»…

С «киношкой» у Савиновой как трудности возникли, так и продолжились. Сперва на экзамены во ВГИК будущая актриса опоздала. Потом поступила на дополнительный курс Василия Ванина, но ее быстро отчислили. Признавая талант Савиновой, Ванин в кино ее не видел, настоятельно советуя театр. Катя была толстенькая, невысокая, круглолицая, такой крестьянский крепышок.

Варианты театральных училищ девушка даже не рассматривала, отправившись на штурм заветного института в третий раз. Ее наставниками во ВГИКе стали Борис Бибиков (позже сыгравший профессора консерватории в «Приходите завтра») и Ольга Пыжова. 

Бибиков в «Приходите завтра»

Еще студенткой, в самый разгар периода «малокартинья», Савинова получила роль в кинокомедии Пырьева «Кубанские казаки». 

Вот как трактовал дальнейшие события ее муж, режиссер Евгений Ташков:

«Естественно, что Пырьев, который, как известно, не пропускал ни одной симпатичной женщины, ею заинтересовался. Прямо на съемочной площадке он сделал ей недвусмысленное предложение, на которое она ответила пощечиной. И режиссер, славившийся не только редкостной любвеобильностью, но и редкостной злопамятностью, ей этого не простил. На кинокарьере Кати, которую он за глаза называл гордячкой, был поставлен крест».

Доказательств, однако, что крест поставлен Пырьевым, нет никаких. Только голословные обвинялки, падающие на подготовленную почву плохой репутации начальника «Мосфильма» (ХАРАССМЕНТ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»).

САВИНОВА И ЛУЧКО В "КУБАНСКИХ КАЗАКАХ"
САВИНОВА И ЛУЧКО В «КУБАНСКИХ КАЗАКАХ»

На слова Ташкова можно привести слова последней жены Пырьева, Лионеллы Скирды:

«Говорят, Катеньку Иван приметил на «Кубанских казаках». Абсурд! 1947 год. Он снимает в главной роли Марину Алексеевну, живут они в любви и согласии. Полагаете, Ладынина допустила бы роман на ее глазах? Когда все на виду и съемочная группа — большая деревня? К сожалению, Савинова уже тогда была больна. Много позже, когда мы с Иваном уже были вместе и приехали в дом отдыха Болышево, Катя постоянно крутилась рядом. Чуть ли не руки целовала мне и Ивану. А Пырьев шепчет: «Не обращай внимания, она нездорова» (Ладынина vs. Пырьев. Жена против мужа).

Но что есть, то есть: Савинова катастрофически теряла роли, которые могли сделать ей карьеру. Вместо утвержденной Екатерины в «Сорок первом» Чухрая триумфально сыграла Изольда Извицкая. Не стал снимать Савинову и Всеволод Пудовкин в «Возвращении Василия Бортникова». 

Заметим, — во всем, что ни касается кино, судьба открывала Екатерине двери. Савинову единственную со всего ВГИКовского курса пригласили в труппу МХАТа. 

Сложился крепкий брак с однокурсником Евгением Ташковым. В 1957 Екатерина родила сына Андрея, тоже будущего актера («Сыщик»).

Обладая уникальным голосом в три с половиной октавы, Савинова в 32 года поступает на вечернее отделение вокала в Гнесинку (совсем как Фрося Бурлакова) и тут же получает приглашение в Большой театр и Мосэстраду.

Спрашивается, — ну чего, чего еще не хватало?

Кина…

И здесь мы подходим к личности Евгения Ташкова, гениального режиссера, автора «Адъютанта его превосходительства», «Майора Вихря», «Уроков французского». Набрав кое-какой вес, он написал под Савинову сценарий «Приходите завтра», изначально провидчески называвшийся «Не от мира сего». 

Картину пришлось снимать на Одесской студии, все время противостоя желаниям чиновников актрису заменить.

Но и сама актриса работать в полную силу не могла. Подхваченный некогда бруцеллез поразил нервную систему и, не уложившись в сроки, Ташков законсервировал «Приходите завтра» на год. 

Результат того стоил!

Фрося Бурлакова прочно вошла в народное сознание. Савинова, наконец, стала кинозвездой.

Вот только работать полноценно она, увы, не могла. 

Успела блеснуть в комедии «Женитьба Бальзаминова» в роли кухарки Матрены, но это была лебединая песнь.

Бруцеллез привел Катю к вялотекущей шизофрении. Ее и сейчас вылечить сложно, а уж тогда…

Евгений Ташков вспоминал:

«Она подолгу лечилась — лежала в больнице имени Кащенко. Выходила оттуда вполне нормальным человеком, но потом болезнь возвращалась. Постепенно периоды обострений становились все длиннее, а периоды просветления — все короче. Потом уже я узнал, что шизофрения бывает острой и вялотекущей, первая лечится, а вторая, которая как раз и была у Кати, нет.

Как-то она мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться к ее словам, но я тогда не придал им значения».

Еще об одной рифмовке Катиной жизни…

Рифмовка связана с поездами.

Первый раз девушка увидела поезд, поехав завоевывать столицу. Паровоз ее очень напугал.

На вступительных экзаменах во ВГИК она читала монолог Анны Карениной.

25 числа 1970 года, уставшая от борьбы с болезнью Савинова, разодевшись в пух и прах, бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, оставив записку: «Похороните меня по-простому». 

Оставила письмо и близким:

«Простите меня. Особенно Андрей. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».

Незадолго до гибели Савинова пусть и трагически — запоздало сделала верный вывод, сказав: «Кинематограф — это дьявол, забравший мою душу» и пожалев, что не пошла во МХАТ, Большой или не выбрала эстраду.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»