КиноСоветское кино

ТОП-10 СОЛДАТ СОВЕТСКОГО КИНО

9 мая, в день Победы, вспомним солдат советского экрана, не ограничиваясь временными рамками Великой Отечественной, но какие-то рамки поставив.

Во-первых, в списке не будет исторических личностей, потому не попал в десятку, положим, Чапаев.

Во-вторых, обойдемся без разведчиков, фильмов о которых столь много, что заслуживают они отдельного топа.

Если вам покажется, что в топе кого-то не хватает, пишите в комментах. Только учтите, что ваша кандидатура должна быть ярка и потеснить кого-то из топа, куда, по причине нехватки места, не вошли герои таких фильмов как «Два бойца» и «Женя, Женечка и «катюша».

Топ создан по хронологическому принципу. Кто раньше на экран вышел, тот первее.

1. ИВАН БРОВКИН (ЛЕОНИД ХАРИТОНОВ. ФИЛЬМ «СОЛДАТ ИВАН БРОВКИН»)

В 1955 году вышла цветная комедия о щупленьком пареньке, который идет служить в Советскую армию и ставится неплохим солдатом. 

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Причина популярности этого образа лежит на поверхности. Страна была наводнена задиристыми, худыми, пережившими военный голод юнцами, для которых армия реально становилась школой жизни, выходом из колхозных трудодней, заводских буден, перенаселенных коммуналок в Большой Мир. 

Параллельно на «Ленфильме» снимался до деталей похожий на «Солдата Ивана Бровкина» «Максим Перепелица». По выходе разразился скандал, ибо выяснилось, что сценарист «Бровкина» маститый Георгий Мдивани попросту передрал вышедшую за четыре года до фильма книжку Ивана Стаднюка «Максим Перепелица». 

Оба фильма равно замечательны, но Бровкин известнее. Да и сыгравший Максима Перепелицу Леонид Быков в топе появится.

2. АНДРЕЙ СОКОЛОВ (СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК. ФИЛЬМ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»)

В первой половине 1959 года страна увидела мощный режиссерский дебют Сергея Бондарчука. 

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Образ Андрея Соколова квинтэссенция испытаний, которую вынес во время войны простой русский солдат. Плен, потеря близких, опустошенная страданием душа и сила найти свое счастье, взяв на воспитание сироту. 

Великий фильм по великому рассказу Михаила Шолохова.

КОЗЫРНАЯ ФРАЗА: «Я после первой не закусываю…»

3. АЛЕША СКВОРЦОВ (ВЛАДИМИР ИВАШОВ. ФИЛЬМ «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»)

На исходе 1959 в прокат вышел фильм «Баллада о солдате» Григория Чухрая. 

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Владимир Ивашов создал образ не вернувшегося с войны русского паренька. Добрый, чистый, открытый, запланированный на долгую счастливую жизнь. Миллионы таких мы безвозвратно потеряли. 

4. СОЛДАТ (МИХАИЛ КУЗНЕЦОВ. ФИЛЬМ «МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА»)

В 1960 увидела экран очередная сказка Александра Роу.

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Собирательный образ честного солдата, готового немедля встать на защиту слабого, берет истоки из глубокого фольклора. Для меня Михаил Кузнецов первый солдат топ-10, которого я увидел. Именно он заложил понятия о душевных качествах русского служаки.

КОЗЫРНАЯ ФРАЗА:  «Всем, кто меня видит, всем, кто меня слышит, всем, кто меня знает — здравия желаю!»

5. ПОРУЧИК ДМИТРИЙ РЖЕВСКИЙ (ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ. «ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА»)

1962 год ознаменовался выходом одной самых популярных комедий Эльдара Рязанова.

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Образ загульного, безбашенного гусара, обожающего баб и выпить, не очень умного, но храброго и обаятельного ушел в анекдоты. Этот распространенный вариант гуляки праздного известен на всех просторах бывшего СССР.

6. ФЕДОР СУХОВ (АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ. ФИЛЬМ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»)

Не нуждающийся в представлении фильм Владимира Мотыля вышел в 1970 году.

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Такой же случай, как «Марья-искусница». Федор Сухов берет начало из фольклорных представлений образа русского солдата. Здесь он, помимо всего прочего, предстает защитником женщин. Благодаря филигранной игре Анатолия Кузнецова лубок наполнился живыми, яркими красками.

КОЗЫРНАЯ ФРАЗА: «Восток – дело тонкое»

7. АЛЕКСЕЙ ТРОФИМОВ И ИВАН ВАРАВВА (ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ И ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ. ФИЛЬМ «ОФИЦЕРЫ»)

1971 год ознаменовался триумфом «Офицеров» Владимира Рогового.

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Образы честных служак удались благодаря исполнителям главных ролей. Семейная сага, пронизанная мыслью о высокой профессии защищать Родину, стала одной из примет дней Победы и Защитника Отечества. Георгий Юматов, упустивший шанс сыграть Федора Сухова, тем не менее, вошел в топ.

8. БУМБАРАШ (ВАЛЕРИЙ ЗОЛОТУХИН. ФИЛЬМ «БУМБАРАШ»)

Единственный телефильм в списке. Срежиссировали его Николай Рашеев и Абрам Народицкий, взяв за основу произведения Гайдара.

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: И здесь в истоке образа фольклорная основа. Веселый, неунывающий солдатик Бумбараш мечется между красными и белыми, не понимая, — почему нельзя просто жить, распевая веселые песни. Кто из нас в годину перемен не мечтал всех послать к чертовой матери?

КОЗЫРНАЯ ФРАЗА: «Наплевать, наплевать, надоело воевать» 

9. ФЕДОТ ВАСКОВ (АНДРЕЙ МАРТЫНОВ. ФИЛЬМ «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»)

Эта экранизация 1972 года повести Бориса Васильева, предпринятая Станиславом Ростоцким, тоже в особых сопроводительных комментариях не нуждается.

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Образ старшины, отца солдатам, в этом фильме разрывает шаблон. Старшина Васков защищая девушек, одновременно вынужден посылать их на смерть. Возможно, это самый трагичный образ из топа.

10. МАЭСТРО (ЛЕОНИД БЫКОВ. ФИЛЬМ «В БОЙ ИДУТ ОДНИ «СТАРИКИ»)

В 1974 Леонид Быков выпустил самую заветную свою картину. 

ЗА ЧТО ЛЮБИМ: Маэстро – еще один образ «отца солдатам». Сформировав «поющую эскадрилью» Маэстро ничуть не тушуется при боевых вылетах и сочетает демократичность с авторитарностью. Идеальный начальник, — справедливый, не без юмора, надежный.

КОЗЫРНАЯ ФРАЗА: «Будем жить, пехота»

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»