Литература

Почему автор «Вечного зова» Анатолий Иванов в конце жизни оказался на руинах?

5 мая справлял день рождения Анатолий Иванов (1928-1999), автор таких масштабно экранизированных романов как «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» и «Ермак».

На время моей молодости пришлось выдавливание Иванова из литературы. Помню, с каким недоумением читал я некролог, опубликованный «Литературной газетой». Во-первых, удивился, что писатель был до вчерашнего дня жив. Во-вторых, что о нем вообще вспомнили. А в-третьих, какими словами вспомнили.

«С Анатолием Ивановым и такими, как он, отходит в прошлое целая историческая эпоха. Проводим её молча и по возможности спокойно и прилично. Достойное расставание с нашим прошлым — залог достойного будущего» 

То есть, в прощальном слове либералы просили соратников обойтись без оценочных суждений о покойном, догадываясь, какого рода суждения эти будут. И подразумевая, что доброго слова покойник не заслужил. 

Анатолий Иванов всего в жизни достиг сам, пробиваясь с низов. Нет, сначала у него был отец, занимавший почетную должность заведующего райотделом «Союзпечати». Но кормилец умер, когда Анатолию исполнилось девять лет. 

Мать осталась одна, с тремя детьми на руках, а тут еще война разразилась. Все отрочество мальчик совмещал школу с работой в колхозе. 

После школы с третьего захода поступил на факультет журналистики Казахского госуниверситета имени Кирова. Именно тут способного студента начали тянуть в административные сферы. Иванов же сделал неожиданный кульбит. 

Ему предложили обосноваться на партийной работе в столице Казахстана или получить распределение в провинцию. Иванов был женат, супруга училась в столице, ехать за ним не могла, и все равно он выбрал провинцию. 

Галина Леонтьевна Иванова рассказывала:

«Мне, конечно же, очень хотелось остаться в Алма-Ате, жить в прекрасной квартире — надоело общежитие. Но Толя сказал: «Это очень серьезный вопрос, — надо подумать. Остаться при ЦК — значит быть придворным журналистом и не принадлежать себе. Я должен буду освещать события в жизни страны с точки зрения ЦК, а поэтому я никогда не стану хорошим журналистом!» 

В результате супруги расстались на четыре с половиной года, поскольку Анатолия после работы в Семипалатинске призвали в армию. 

Своей первой литературной удачей Иванов считал рассказ «Алкины песни». Его инсценировали на радио, сделав известным на весь Союз. Иванов написал на основе рассказа пьесу и оперное либретто. На долгие годы «Алкины песни» стали визитной карточкой писателя наравне с романом «Повитель». 

«Повитель» имел успех международный, открывая одну из главных тем Иванова — замаскированный «не наш» человек в советском строе. Главный герой по прозвищу «Повитель» (это сорняковое растение) всю жизнь мечтает разбогатеть. Иванов детально прослеживает историю его падения. 

В 1963 Иванов выпускает новый роман «Тени исчезают в полдень» и перебирается в Москву, где его назначают главным редактором комсомольского журнала «Молодая гвардия».

Административный успех полный, но читательский еще будет набирать обороты. Это случится, когда в 1971 году режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский «Тени исчезают в полдень» экранизируют. 

Книга Иванова тут же становится бестселлером, но у писателя в загашнике еще одна эпопея, — «Вечный зов». Усков и Краснопольский ввязываются в 19-ти серийный кинопроект, забравший у участников десять лет жизни. 

За книгу «Вечного зова» Иванов получил Госпремию РСФСР, а за сценарий Госпремию СССР, а за сам фильм премию КГБ.

В этих романах Иванов продолжил песню, начатую в «Повителе». Он говорил, что главная его задача «показать, как советская действительность очищает людей от скверны капиталистических пережитков». Основную беду Иванов видел в чувстве собственности. Желание защитить свой домок порождает троцкистов, религиозных фанатиков, фашистов.

Политически романы Иванова были правоверны, но он умел держать сюжет, не чурался сексуальных сцен, да и вообще говорил немножко больше, чем по партийным канонам полагалось, о сталинских репрессиях. Писатель упаковывал в советскую оболочку семейную сагу, и читали его с удовольствием.  

И все-таки Иванов допустил культурный просчет. Входя в клан писателей почвенников, он приподнимал на щит не Белова и Распутина, с которыми расходился, хотя бы, в оценке коллективизации. Иванов обихаживал союзписательское начальство: Георгия Маркова, Михаила Алексеева, Ивана Стаднюка. Руководимый им журнал «Молодая гвардия» с каждым годом терял читателей. То, чего Иванов боялся в молодости – стать партийным рупором – нагнало его в самом расцвете сил.  

Оголтелая перестроечная пресса навалилась первым делом на Иванова, поскольку Маркова и Стаднюка скинуть оказалось проще некуда (лишили должности, и нет писателя), а автора «Вечного зова» защищал авторитет у читателей. Кроме того, тихо себя вести он не стал, выступив против реформ в газете «Правда». Иванова кусали за следование соцреализму, сведение сложных общественных процессов к простейшим, искусственно нагоняемый листаж. Руководимый им журнал очехвостили «черносотенным».

А Усков и Краснопольский готовились к экранизации романа Иванова «Ермак». Но наступили времена больших, внекультурных денег, и здесь писатель опять показал характер. Он просто отказался визировать съемки, под которые американцы давали 50 000000 гринов с условием, что Ермака сыграет Шварценеггер. В результате фильм вышел только в 1996.

В 1993 у писателя погибла дочка. 

Все вокруг рушилось, а Иванов, выдерживая характер, отказался лечь в правительственную клинику, будучи предубежден против ее хозяина хирурга Чазова.

Как хотите, а в последовательности ему не откажешь.

Либералы сделали все, чтобы проводить писателя молча, но со всенародным успехом экранизаций его романов ничего поделать не смогли.

Книги Иванова по-прежнему издаются.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»